Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AS A FACTOR OF STUDENT SUCCESS IN THE COLLEGE ENVIRONMENT

Kushnerova Y.Y. 1 Kushnerova O.F. 2
1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education – «Siberian Institute» – Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration
2 Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Novosibirsk state tehnoiogical university»
1427 KB
In order to develop and carry out activities aimed at optimizing the process of social and psychological adaptation of students to study in high school , it is necessary to examine some theoretical approaches to the process , as well as to conduct a case study of the difficulties that distinguish and describe the students at the elementary level to high school and secondary adaptation. A theoretical analysis of the factors influencing the process of adaptation of students to study at the university , reflecting the level of preparation of students for learning activities in high school , the level of social and moral maturity , the level of legal awareness , individual and personal characteristics of the development of mental processes , factors directly influence teaching , factors associated with the terms of tuition and accommodation as the organization of the educational process. Preventive tasks allocated to work with students at the initial stage of socio – psychological adaptation to training in high school . The results can be used by educators and psychologists for program adaptation for students.
adaptation
students
university

Проблема адаптации к обучению в вузе обретает актуальность именно в юношеском возрасте, поскольку этот период жизни человека относится к начальному этапу профессионализации. Полученные результаты могут быть использованы работниками сферы образования и психологами для составления программ социально-психологической адаптации студентов.

В психологической литературе до сих пор не существует единого подхода к вопросу адаптации. Адаптация выделяется и как условие и как процесс. Так, например П.С. Кузнецов в своих исследованиях рассматривает адаптацию именно как процесс: «Адаптация − это внутренне мотивированный процесс, характеризующий в конечном итоге принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий существования, а также активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении» [4, с. 21]. В данном определении выделяется активность самого человека в саморазвитии и изменении среды для достижения цели. У студентов данная активность осуществляется в рамках учебной деятельности и освоении новой среды вуза через общение в студенческом коллективе.

Заслуга постановки собственно проблемы адаптации студенчества принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. Студенческий возраст рассматривается как период сложнейшего структурирования интеллекта [1]. Период студенчества приходится в среднем на возраст 18–25 лет, когда готовность к обучению определяется стремлением при помощи учебной деятельности достичь конкретных целей.

Особое внимание обучению и воспитанию студентов уделяет в своих работах И.А. Зимняя, определяя студенчество как особую социальную категорию, характеризующуюся профессиональной направленностью, устойчивым отношением к будущей профессии, высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [2].

В своих работах И.Ю. Мильковская выделяет три блока факторов, влияющих на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. Под понятием «фактор» в данном контексте понимается момент или существенное обстоятельство в процессе, внутренняя причина, движущая сила в каком-нибудь процессе или явлении, определяющая его характер или отдельные черты.

В свою очередь, факторы могут быть внешними и внутренними. К внешним относится социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования) и педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей). К внутренним факторам относится психологический блок, который содержит индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника) [7, с. 28].

Дополнен и расширен В.Ю. Хицкой список факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в вузе, она объединила их в четыре группы. К первой группе она отнесла факторы, отражающие уровень подготовки учащихся к учебной деятельности в вузе: объем и уровень знаний абитуриентов, профессиональная направленность абитуриентов, потребность абитуриентов в учебной деятельности. И.Ю. Мильковская выделила эти факторы в социологический блок и описала только особенности довузовского образования.

Вторая группа факторов характеризует развитие индивидуальных особенностей адаптации, таких как уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов. Данные факторы у И.Ю. Мильковской выделены как внутренние и относятся к психологическому блоку.

К третьей группе факторов относятся те, которые оказывают непосредственно педагогическое влияние на процесс адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости. В классификации И.Ю. Мильковской данный блок называется педагогическим, но в него не включен именно контроль за успеваемостью и процессом адаптации и необходимость наличия кураторов как старших помощников.

Выделила В.Ю. Хицкая отдельно такие важные факторы, связанные с условиями обучения и проживания, как организация самого учебного процесса, как удовлетворенность межличностными отношениями в студенческой группе, санитарно-гигиенические условия обучения и проживания [8, с. 15]. В свою очередь В.В. Лагерев, рассматривая вузовскую адаптацию, выделяет в ее структуре процессуальные составляющие: социально-психологическая адаптация отражает изменение социальной роли студента, усвоение норм и традиций вуза; психологическая отражает перестройку мышления, речи, внимания, памяти, зрительного восприятия, воли, способностей; деятельностная составляющая отражает приспособление студента к учебному ритму, методам и формам работы, приобщение к учебному труду [5].

Адаптация в вузе имеет различные направления. С.М. Мадорская выделяет следующие: «…адаптация к вузовскому учебному процессу, общественная адаптация, нравственно-правовая адаптация, культурно-эстетическая адаптация, бытовая адаптация» [6, с. 38]. Особо подчеркивается, что адаптация является полной только при одновременном процессе во всех перечисленных направлениях, а этого можно достичь студенту через участие во всех сферах деятельности вуза. В своих работах И.Ю. Мильковская выделяет три блока факторов, влияющих на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. Под понятием «фактор» в данном контексте понимается момент или существенное обстоятельство в процессе, внутренняя причина, движущая сила в каком-нибудь процессе или явлении, определяющая его характер или отдельные черты.

В свою очередь, факторы могут быть внешними и внутренними. К внешним относится социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования), и педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей). К внутренним факторам относится психологический блок, который содержит индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника).

Дополнен и расширен В.Ю. Хицкой список факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в вузе, она объединила их в четыре группы. К первой группе она отнесла факторы, отражающие уровень подготовки учащихся к учебной деятельности в вузе: объем и уровень знаний абитуриентов, профессиональная направленность абитуриентов, потребность абитуриентов в учебной деятельности. И.Ю. Мильковская выделила эти факторы в социологический блок и описала только особенности довузовского образования. Вторая группа факторов характеризует развитие индивидуальных особенностей адаптации, таких как уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов. Данные факторы у И.Ю. Мильковской выделены как внутренние и относятся к психологическому блоку.

К третьей группе факторов относятся те, которые оказывают непосредственно педагогическое влияние на процесс адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости. В классификации И.Ю. Мильковской данный блок называется педагогическим, но в него не включен именно контроль за успеваемостью и процессом адаптации и необходимость наличия кураторов как старших помощников.

Цель исследования: определить различия в показателях процесса социально-психологической адаптации в двух группах испытуемых – студентов-первокурсников, которые участвовали в реализации программы адаптации (первая группа); испытуемых, которые обучаются на первом курсе и не участвовали в подобных программах (вторая группа).

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели в своем исследовании нами использовался общенаучный поисковый метод – анализ научно-методической литературы по исследуемому вопросу, метод обобщения и систематизации психолого-педагогической и философской литературы по проблеме, концептуальный анализ ранее проведенных исследований (сравнение, обобщение и интерпретация научных данных), а также тестирование и статистическая обработка данных.

Программа социально-психологической адаптации реализована на базе ФГОУ ВПО «Сибирского института управления» − филиала РАНХиГС г. Новосибирска. В программе принимали участие студенты первого курса: 40 человек составили экспериментальную группу, и 36 человек вошли в контрольную группу.

Результаты исследования и их обсуждение

Для достижения поставленной цели в двух группах проведен расчет средних значений по интегральным показателям методики К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации», тесту Л.В. Янковского «Адаптация личности к социокультурной среде», а также выявлены различия по основным показателям адаптации с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса (таблица).

Различия в показателях процесса социально-психологической адаптации в исследуемых группах (тест «Диагностика социально-психологической адаптации» и тест «Адаптация личности к социокультурной среде»)

Показатели процесса социально-

психологической адаптации

1 группа

2 группа

Н-критерий

Крускала-Уолиса

Адаптация

70,6

52,7

10,340**

Принятие других

62,1

57,6

6,835*

Самопринятие

69,1

54,2

6,417*

Эмоциональная комфортность

67,5

51,5

9,348**

Интернальность

67,8

51,6

6,025*

Стремление к доминированию

55,2

51,4

2,722

Шкала конформности

3,5

5,8

4,967

Шкала интерактивности

13,8

5,9

3,691

Шкала депрессивности

6,0

7,6

3,537

Шкала отчужденности

4,3

6,3

6,091*

Примечания. * – 5-й % уровень значимости; ** – 1-й % уровень значимости.

Таким образом, по результатам исследования особенностей процесса социально-психологической адаптации в группах испытуемых выявлено, что гибкость, способность изменять свое поведение в зависимости от условий социальной среды, принятие оптимальных решений в динамических условиях деятельности, адекватная самооценка и положительное самовосприятие, готовность принимать ответственность на себя в ситуации принятия значимых решений наиболее характерны для испытуемых первой группы. В меньшей степени эти показатели эффективного адаптационного процесса проявляют респонденты из второй группы. Кроме того, важно отметить, что по шкале отчужденности методики «Адаптация личности к социокультурной среде» выявлено значительное снижение уровня показателя во второй группе. Наличие комфортной социальной среды, удовлетворяющей потребности юношей и девушек в признании, доверии и уважении является важнейшим фактором эффективного решения возрастных задач данного периода развития.

Выводы

Таким образом, решение проблем адаптации студентов к новой образовательной среде должно иметь комплексный, многоуровневый характер, предполагающий целенаправленное воздействие на различные аспекты данного процесса:

– психолого-педагогический или деятельностный аспект, связанный с приспособлением студентов к новой образовательной среде, а также дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школьного обучения;

– социально-психологический аспект, определяющий успешность вхождения студента в учебную группу, установление и поддержание социального статуса в новом коллективе; усвоение учащимся социальных норм;

– мотивационно-личностный аспект, влияющий на формирование системы мотивации к установлению гармоничных межличностных отношений студентом в образовательной среде.

Таким образом, оптимизация адаптационного процесса в вузе включает в себя комплекс мер, направленных на гармонизацию действия внешних факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации, а также коррекцию индивидуальных психических особенностей, являющихся звеньями патогенеза состояний дезадаптации. Применение методов психолого-педагогического воздействия и психологической помощи позволит улучшить показатели адаптации на личностном, социально-психологическом уровнях, и одновременно повысить продуктивность учебной деятельности.