Проблема адаптации к обучению в вузе обретает актуальность именно в юношеском возрасте, поскольку этот период жизни человека относится к начальному этапу профессионализации. Полученные результаты могут быть использованы работниками сферы образования и психологами для составления программ социально-психологической адаптации студентов.
В психологической литературе до сих пор не существует единого подхода к вопросу адаптации. Адаптация выделяется и как условие и как процесс. Так, например П.С. Кузнецов в своих исследованиях рассматривает адаптацию именно как процесс: «Адаптация − это внутренне мотивированный процесс, характеризующий в конечном итоге принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий существования, а также активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении» [4, с. 21]. В данном определении выделяется активность самого человека в саморазвитии и изменении среды для достижения цели. У студентов данная активность осуществляется в рамках учебной деятельности и освоении новой среды вуза через общение в студенческом коллективе.
Заслуга постановки собственно проблемы адаптации студенчества принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. Студенческий возраст рассматривается как период сложнейшего структурирования интеллекта [1]. Период студенчества приходится в среднем на возраст 18–25 лет, когда готовность к обучению определяется стремлением при помощи учебной деятельности достичь конкретных целей.
Особое внимание обучению и воспитанию студентов уделяет в своих работах И.А. Зимняя, определяя студенчество как особую социальную категорию, характеризующуюся профессиональной направленностью, устойчивым отношением к будущей профессии, высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [2].
В своих работах И.Ю. Мильковская выделяет три блока факторов, влияющих на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. Под понятием «фактор» в данном контексте понимается момент или существенное обстоятельство в процессе, внутренняя причина, движущая сила в каком-нибудь процессе или явлении, определяющая его характер или отдельные черты.
В свою очередь, факторы могут быть внешними и внутренними. К внешним относится социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования) и педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей). К внутренним факторам относится психологический блок, который содержит индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника) [7, с. 28].
Дополнен и расширен В.Ю. Хицкой список факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в вузе, она объединила их в четыре группы. К первой группе она отнесла факторы, отражающие уровень подготовки учащихся к учебной деятельности в вузе: объем и уровень знаний абитуриентов, профессиональная направленность абитуриентов, потребность абитуриентов в учебной деятельности. И.Ю. Мильковская выделила эти факторы в социологический блок и описала только особенности довузовского образования.
Вторая группа факторов характеризует развитие индивидуальных особенностей адаптации, таких как уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов. Данные факторы у И.Ю. Мильковской выделены как внутренние и относятся к психологическому блоку.
К третьей группе факторов относятся те, которые оказывают непосредственно педагогическое влияние на процесс адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости. В классификации И.Ю. Мильковской данный блок называется педагогическим, но в него не включен именно контроль за успеваемостью и процессом адаптации и необходимость наличия кураторов как старших помощников.
Выделила В.Ю. Хицкая отдельно такие важные факторы, связанные с условиями обучения и проживания, как организация самого учебного процесса, как удовлетворенность межличностными отношениями в студенческой группе, санитарно-гигиенические условия обучения и проживания [8, с. 15]. В свою очередь В.В. Лагерев, рассматривая вузовскую адаптацию, выделяет в ее структуре процессуальные составляющие: социально-психологическая адаптация отражает изменение социальной роли студента, усвоение норм и традиций вуза; психологическая отражает перестройку мышления, речи, внимания, памяти, зрительного восприятия, воли, способностей; деятельностная составляющая отражает приспособление студента к учебному ритму, методам и формам работы, приобщение к учебному труду [5].
Адаптация в вузе имеет различные направления. С.М. Мадорская выделяет следующие: «…адаптация к вузовскому учебному процессу, общественная адаптация, нравственно-правовая адаптация, культурно-эстетическая адаптация, бытовая адаптация» [6, с. 38]. Особо подчеркивается, что адаптация является полной только при одновременном процессе во всех перечисленных направлениях, а этого можно достичь студенту через участие во всех сферах деятельности вуза. В своих работах И.Ю. Мильковская выделяет три блока факторов, влияющих на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. Под понятием «фактор» в данном контексте понимается момент или существенное обстоятельство в процессе, внутренняя причина, движущая сила в каком-нибудь процессе или явлении, определяющая его характер или отдельные черты.
В свою очередь, факторы могут быть внешними и внутренними. К внешним относится социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования), и педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей). К внутренним факторам относится психологический блок, который содержит индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника).
Дополнен и расширен В.Ю. Хицкой список факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в вузе, она объединила их в четыре группы. К первой группе она отнесла факторы, отражающие уровень подготовки учащихся к учебной деятельности в вузе: объем и уровень знаний абитуриентов, профессиональная направленность абитуриентов, потребность абитуриентов в учебной деятельности. И.Ю. Мильковская выделила эти факторы в социологический блок и описала только особенности довузовского образования. Вторая группа факторов характеризует развитие индивидуальных особенностей адаптации, таких как уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов. Данные факторы у И.Ю. Мильковской выделены как внутренние и относятся к психологическому блоку.
К третьей группе факторов относятся те, которые оказывают непосредственно педагогическое влияние на процесс адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости. В классификации И.Ю. Мильковской данный блок называется педагогическим, но в него не включен именно контроль за успеваемостью и процессом адаптации и необходимость наличия кураторов как старших помощников.
Цель исследования: определить различия в показателях процесса социально-психологической адаптации в двух группах испытуемых – студентов-первокурсников, которые участвовали в реализации программы адаптации (первая группа); испытуемых, которые обучаются на первом курсе и не участвовали в подобных программах (вторая группа).
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели в своем исследовании нами использовался общенаучный поисковый метод – анализ научно-методической литературы по исследуемому вопросу, метод обобщения и систематизации психолого-педагогической и философской литературы по проблеме, концептуальный анализ ранее проведенных исследований (сравнение, обобщение и интерпретация научных данных), а также тестирование и статистическая обработка данных.
Программа социально-психологической адаптации реализована на базе ФГОУ ВПО «Сибирского института управления» − филиала РАНХиГС г. Новосибирска. В программе принимали участие студенты первого курса: 40 человек составили экспериментальную группу, и 36 человек вошли в контрольную группу.
Результаты исследования и их обсуждение
Для достижения поставленной цели в двух группах проведен расчет средних значений по интегральным показателям методики К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации», тесту Л.В. Янковского «Адаптация личности к социокультурной среде», а также выявлены различия по основным показателям адаптации с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса (таблица).
Различия в показателях процесса социально-психологической адаптации в исследуемых группах (тест «Диагностика социально-психологической адаптации» и тест «Адаптация личности к социокультурной среде»)
Показатели процесса социально- психологической адаптации |
1 группа |
2 группа |
Н-критерий Крускала-Уолиса |
Адаптация |
70,6 |
52,7 |
10,340** |
Принятие других |
62,1 |
57,6 |
6,835* |
Самопринятие |
69,1 |
54,2 |
6,417* |
Эмоциональная комфортность |
67,5 |
51,5 |
9,348** |
Интернальность |
67,8 |
51,6 |
6,025* |
Стремление к доминированию |
55,2 |
51,4 |
2,722 |
Шкала конформности |
3,5 |
5,8 |
4,967 |
Шкала интерактивности |
13,8 |
5,9 |
3,691 |
Шкала депрессивности |
6,0 |
7,6 |
3,537 |
Шкала отчужденности |
4,3 |
6,3 |
6,091* |
Примечания. * – 5-й % уровень значимости; ** – 1-й % уровень значимости.
Таким образом, по результатам исследования особенностей процесса социально-психологической адаптации в группах испытуемых выявлено, что гибкость, способность изменять свое поведение в зависимости от условий социальной среды, принятие оптимальных решений в динамических условиях деятельности, адекватная самооценка и положительное самовосприятие, готовность принимать ответственность на себя в ситуации принятия значимых решений наиболее характерны для испытуемых первой группы. В меньшей степени эти показатели эффективного адаптационного процесса проявляют респонденты из второй группы. Кроме того, важно отметить, что по шкале отчужденности методики «Адаптация личности к социокультурной среде» выявлено значительное снижение уровня показателя во второй группе. Наличие комфортной социальной среды, удовлетворяющей потребности юношей и девушек в признании, доверии и уважении является важнейшим фактором эффективного решения возрастных задач данного периода развития.
Выводы
Таким образом, решение проблем адаптации студентов к новой образовательной среде должно иметь комплексный, многоуровневый характер, предполагающий целенаправленное воздействие на различные аспекты данного процесса:
– психолого-педагогический или деятельностный аспект, связанный с приспособлением студентов к новой образовательной среде, а также дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школьного обучения;
– социально-психологический аспект, определяющий успешность вхождения студента в учебную группу, установление и поддержание социального статуса в новом коллективе; усвоение учащимся социальных норм;
– мотивационно-личностный аспект, влияющий на формирование системы мотивации к установлению гармоничных межличностных отношений студентом в образовательной среде.
Таким образом, оптимизация адаптационного процесса в вузе включает в себя комплекс мер, направленных на гармонизацию действия внешних факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации, а также коррекцию индивидуальных психических особенностей, являющихся звеньями патогенеза состояний дезадаптации. Применение методов психолого-педагогического воздействия и психологической помощи позволит улучшить показатели адаптации на личностном, социально-психологическом уровнях, и одновременно повысить продуктивность учебной деятельности.