Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ

Кушнерова Ю.Ю. 1 Кушнерова О.Ф. 2
1 ФГОУ ВПО «Сибирский институт управления» – филиал РАНХиГС
2 ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»
С целью разработки и проведения профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, необходимо изучить определенные теоретические подходы к процессу, а также провести практическое исследование тех трудностей, которые выделяют и описывают сами студенты на начальном этапе обучения в вузе и при вторичной адаптации. Проведен теоретический анализ факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в вузе, отражающих уровень подготовки учащихся к учебной деятельности в вузе, уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов; факторы непосредственного педагогического влияния; факторы, связанные с условиями обучения и проживания как организации самого учебного процесса. Выделены профилактические задачи в работе со студентами на начальном этапе социально-психологической адаптации к обучению в вузе. Полученные результаты могут быть использованы работниками сферы образования и психологами для составления программ адаптации для студентов вузов.
адаптация
студенты
вуз
1. Абушенко В.Л. Идентичность. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / В.Л. Абушенко. – М.: Наука, 2001. – Т. 1. – 490 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер с нем. / А. Адлер. – М.: Акад. проект, 2007. – 232 с.
3. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: учеб. пособие / Т.С. Кабаченко. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 540 с.
4. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1991. – 76 с.
5. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информ./ НИИВО. Вып. 3. – М.: НИИВО, 1991. – 48 с.
6. Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу (конкретно-социологичекий анализ): дис. … канд. филос. наук / С.М. Мадорская. – Минск, 1986. – 239 с.
7. Мильковская И.Ю. Педагогические условия адаптации первокурсников в образовательном процессе высшей школы / И.Ю. Мильковская / Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2007. – 123 с.
8. Хицкая В.Ю. Учет когнитивных стилей как средство адаптации студентов первого курса к обучению в вузе: моногр. / В.Ю. Хицкая. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2008. – 128 с.

Проблема адаптации к обучению в вузе обретает актуальность именно в юношеском возрасте, поскольку этот период жизни человека относится к начальному этапу профессионализации. Полученные результаты могут быть использованы работниками сферы образования и психологами для составления программ социально-психологической адаптации студентов.

В психологической литературе до сих пор не существует единого подхода к вопросу адаптации. Адаптация выделяется и как условие и как процесс. Так, например П.С. Кузнецов в своих исследованиях рассматривает адаптацию именно как процесс: «Адаптация − это внутренне мотивированный процесс, характеризующий в конечном итоге принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий существования, а также активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении» [4, с. 21]. В данном определении выделяется активность самого человека в саморазвитии и изменении среды для достижения цели. У студентов данная активность осуществляется в рамках учебной деятельности и освоении новой среды вуза через общение в студенческом коллективе.

Заслуга постановки собственно проблемы адаптации студенчества принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. Студенческий возраст рассматривается как период сложнейшего структурирования интеллекта [1]. Период студенчества приходится в среднем на возраст 18–25 лет, когда готовность к обучению определяется стремлением при помощи учебной деятельности достичь конкретных целей.

Особое внимание обучению и воспитанию студентов уделяет в своих работах И.А. Зимняя, определяя студенчество как особую социальную категорию, характеризующуюся профессиональной направленностью, устойчивым отношением к будущей профессии, высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [2].

В своих работах И.Ю. Мильковская выделяет три блока факторов, влияющих на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. Под понятием «фактор» в данном контексте понимается момент или существенное обстоятельство в процессе, внутренняя причина, движущая сила в каком-нибудь процессе или явлении, определяющая его характер или отдельные черты.

В свою очередь, факторы могут быть внешними и внутренними. К внешним относится социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования) и педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей). К внутренним факторам относится психологический блок, который содержит индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника) [7, с. 28].

Дополнен и расширен В.Ю. Хицкой список факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в вузе, она объединила их в четыре группы. К первой группе она отнесла факторы, отражающие уровень подготовки учащихся к учебной деятельности в вузе: объем и уровень знаний абитуриентов, профессиональная направленность абитуриентов, потребность абитуриентов в учебной деятельности. И.Ю. Мильковская выделила эти факторы в социологический блок и описала только особенности довузовского образования.

Вторая группа факторов характеризует развитие индивидуальных особенностей адаптации, таких как уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов. Данные факторы у И.Ю. Мильковской выделены как внутренние и относятся к психологическому блоку.

К третьей группе факторов относятся те, которые оказывают непосредственно педагогическое влияние на процесс адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости. В классификации И.Ю. Мильковской данный блок называется педагогическим, но в него не включен именно контроль за успеваемостью и процессом адаптации и необходимость наличия кураторов как старших помощников.

Выделила В.Ю. Хицкая отдельно такие важные факторы, связанные с условиями обучения и проживания, как организация самого учебного процесса, как удовлетворенность межличностными отношениями в студенческой группе, санитарно-гигиенические условия обучения и проживания [8, с. 15]. В свою очередь В.В. Лагерев, рассматривая вузовскую адаптацию, выделяет в ее структуре процессуальные составляющие: социально-психологическая адаптация отражает изменение социальной роли студента, усвоение норм и традиций вуза; психологическая отражает перестройку мышления, речи, внимания, памяти, зрительного восприятия, воли, способностей; деятельностная составляющая отражает приспособление студента к учебному ритму, методам и формам работы, приобщение к учебному труду [5].

Адаптация в вузе имеет различные направления. С.М. Мадорская выделяет следующие: «…адаптация к вузовскому учебному процессу, общественная адаптация, нравственно-правовая адаптация, культурно-эстетическая адаптация, бытовая адаптация» [6, с. 38]. Особо подчеркивается, что адаптация является полной только при одновременном процессе во всех перечисленных направлениях, а этого можно достичь студенту через участие во всех сферах деятельности вуза. В своих работах И.Ю. Мильковская выделяет три блока факторов, влияющих на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. Под понятием «фактор» в данном контексте понимается момент или существенное обстоятельство в процессе, внутренняя причина, движущая сила в каком-нибудь процессе или явлении, определяющая его характер или отдельные черты.

В свою очередь, факторы могут быть внешними и внутренними. К внешним относится социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования), и педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей). К внутренним факторам относится психологический блок, который содержит индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника).

Дополнен и расширен В.Ю. Хицкой список факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в вузе, она объединила их в четыре группы. К первой группе она отнесла факторы, отражающие уровень подготовки учащихся к учебной деятельности в вузе: объем и уровень знаний абитуриентов, профессиональная направленность абитуриентов, потребность абитуриентов в учебной деятельности. И.Ю. Мильковская выделила эти факторы в социологический блок и описала только особенности довузовского образования. Вторая группа факторов характеризует развитие индивидуальных особенностей адаптации, таких как уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов. Данные факторы у И.Ю. Мильковской выделены как внутренние и относятся к психологическому блоку.

К третьей группе факторов относятся те, которые оказывают непосредственно педагогическое влияние на процесс адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости. В классификации И.Ю. Мильковской данный блок называется педагогическим, но в него не включен именно контроль за успеваемостью и процессом адаптации и необходимость наличия кураторов как старших помощников.

Цель исследования: определить различия в показателях процесса социально-психологической адаптации в двух группах испытуемых – студентов-первокурсников, которые участвовали в реализации программы адаптации (первая группа); испытуемых, которые обучаются на первом курсе и не участвовали в подобных программах (вторая группа).

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели в своем исследовании нами использовался общенаучный поисковый метод – анализ научно-методической литературы по исследуемому вопросу, метод обобщения и систематизации психолого-педагогической и философской литературы по проблеме, концептуальный анализ ранее проведенных исследований (сравнение, обобщение и интерпретация научных данных), а также тестирование и статистическая обработка данных.

Программа социально-психологической адаптации реализована на базе ФГОУ ВПО «Сибирского института управления» − филиала РАНХиГС г. Новосибирска. В программе принимали участие студенты первого курса: 40 человек составили экспериментальную группу, и 36 человек вошли в контрольную группу.

Результаты исследования и их обсуждение

Для достижения поставленной цели в двух группах проведен расчет средних значений по интегральным показателям методики К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации», тесту Л.В. Янковского «Адаптация личности к социокультурной среде», а также выявлены различия по основным показателям адаптации с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса (таблица).

Различия в показателях процесса социально-психологической адаптации в исследуемых группах (тест «Диагностика социально-психологической адаптации» и тест «Адаптация личности к социокультурной среде»)

Показатели процесса социально-

психологической адаптации

1 группа

2 группа

Н-критерий

Крускала-Уолиса

Адаптация

70,6

52,7

10,340**

Принятие других

62,1

57,6

6,835*

Самопринятие

69,1

54,2

6,417*

Эмоциональная комфортность

67,5

51,5

9,348**

Интернальность

67,8

51,6

6,025*

Стремление к доминированию

55,2

51,4

2,722

Шкала конформности

3,5

5,8

4,967

Шкала интерактивности

13,8

5,9

3,691

Шкала депрессивности

6,0

7,6

3,537

Шкала отчужденности

4,3

6,3

6,091*

Примечания. * – 5-й % уровень значимости; ** – 1-й % уровень значимости.

Таким образом, по результатам исследования особенностей процесса социально-психологической адаптации в группах испытуемых выявлено, что гибкость, способность изменять свое поведение в зависимости от условий социальной среды, принятие оптимальных решений в динамических условиях деятельности, адекватная самооценка и положительное самовосприятие, готовность принимать ответственность на себя в ситуации принятия значимых решений наиболее характерны для испытуемых первой группы. В меньшей степени эти показатели эффективного адаптационного процесса проявляют респонденты из второй группы. Кроме того, важно отметить, что по шкале отчужденности методики «Адаптация личности к социокультурной среде» выявлено значительное снижение уровня показателя во второй группе. Наличие комфортной социальной среды, удовлетворяющей потребности юношей и девушек в признании, доверии и уважении является важнейшим фактором эффективного решения возрастных задач данного периода развития.

Выводы

Таким образом, решение проблем адаптации студентов к новой образовательной среде должно иметь комплексный, многоуровневый характер, предполагающий целенаправленное воздействие на различные аспекты данного процесса:

– психолого-педагогический или деятельностный аспект, связанный с приспособлением студентов к новой образовательной среде, а также дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школьного обучения;

– социально-психологический аспект, определяющий успешность вхождения студента в учебную группу, установление и поддержание социального статуса в новом коллективе; усвоение учащимся социальных норм;

– мотивационно-личностный аспект, влияющий на формирование системы мотивации к установлению гармоничных межличностных отношений студентом в образовательной среде.

Таким образом, оптимизация адаптационного процесса в вузе включает в себя комплекс мер, направленных на гармонизацию действия внешних факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации, а также коррекцию индивидуальных психических особенностей, являющихся звеньями патогенеза состояний дезадаптации. Применение методов психолого-педагогического воздействия и психологической помощи позволит улучшить показатели адаптации на личностном, социально-психологическом уровнях, и одновременно повысить продуктивность учебной деятельности.


Библиографическая ссылка

Кушнерова Ю.Ю., Кушнерова О.Ф. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 8. – С. 74-77;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35104 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674