Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

WEB – QUESTS IN VOCATIONAL GUIDANCE OF GRADUATES OF MODERN SCHOOLS

Kazakova V.V. 1 Zhestkova E.A. 1
1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)
1390 KB
Article is devoted to technology a web–quest in vocational guidance of graduates of modern schools. In article the competences formed during the work with such kind of activity as a web-quest and its structure are designated. As one of effective remedies the web quest «A profession of my dream» for graduates of modern schools is offered.
web quest
graduate
school
vocational guidance

Ситуация в современном обществе, то есть те проблемы, которые возникают у выпускников в самоопределении будущей профессии, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в образовательном учреждении. Старшеклассники должны обладать не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и владеть такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в социальном и профессиональном плане [7, c. 39].

Важнейшее отличие современного понимания профессиональной ориентации заключается в том, что она нацелена не на выбор определенной профессии каждым учащимся, а на формирование неких универсальных качеств у учеников, которые позволили бы осуществить самостоятельный, сознательный профессиональный выбор, где ученики были бы ответственными за свой выбор [8, c. 70].

В литературе и мифологии на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие каких-либо персонажей к цели через преодоление определенных трудностей. Огромную популярность такие сюжеты получили в исторических романах, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола – это поиски Святого Грааля. Преимущественно они используются в фантастическом жанре. Так как он тесно переплетен с ролевыми играми, то термин перекочевал в игры, немного изменив свое лексическое значение. В последнее время большое применение получили так называемые веб-квесты [6, c. 79].

Цель – выявить структуру веб-квеста и ошибки, допускаемые при его подготовке и проведении.

Web-квест – это задание, в основу которого положена проблема с элементами ролевой игры, для выполнения которого используется информация из Интернета.

В информационном обществе произошли изменения, которые требуют новых педагогических технологий, которые будут способствовать индивидуальному развитию детей, выработке у обучающихся навыков самостоятельной навигации в информационных ресурсах, формированию универсальных умений разрешать проблемы, которые возникают в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, в обыденной жизни [7, c. 41].

Современная статистика показывает, что дети лучше усваивают знания, когда самостоятельно добывают и систематизируют новую информацию. Использование веб-квестов способствует развитию и воспитанию качеств личности, которые отвечают требованиям постиндустриального общества (информационного).

При работе над таким видом деятельности, как веб-квест, развивается ряд компетенций:

● использование современных информационных технологий для решения профессиональных задач (поисковых систем, веб-сайтов, электронных почт, флеш-роликов и т.д.);

● самоорганизация и самообучение;

● командная работа (планирование, распределение функций между участниками, взаимопомощь и поддержка);

● умение выявлять разнообразные способы решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

● навык выступлений перед публикой (обязательным является проведение защиты своего проекта с выступлением, с дискуссиями и вопросами) [3, c. 56].

В настоящее время ролевые игры могут обоснованно рассматриваться как традиционная форма организации коллективной учебной деятельности в профессиональной ориентации выпускников современных школ. Цель ролевой игры – это формирование и развитие речевых умений и навыков в условиях, которые максимально близки к условиям реального общения. Этот метод предусматривает распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой игры и выбранными ролями.

При выборе роли учащийся может ориентироваться на склонности, интересы, или наоборот – попробовать себя в непривычной ситуации.

Разновидностью ролевой игры является деловая игра, в ходе которой моделируются условия общения в области деятельности, которая связана с будущей профессией выпускников [2, c. 23].

Приступая к работе над созданием профориентационного веб-квеста, руководители должны четко поставить перед собой цель и задачи проекта, а также сформировать группы участников, определить график игры, представить учащимся доступ к ресурсам сети Интернет.

Структура веб-квеста может состоять из следующих компонентов [4, c. 63]:

● главной страницы;

● введения;

● описания проблемной ситуации и ролей;

● разнообразных заданий по ролям;

● ссылок на Интернет-ресурсы;

● оценки.

На главной странице веб-квеста пишется его название и возрастная категория, для кого он предназначен (класс). Название веб-квеста может состоять из интересного вопроса или основного направления деятельности.

Во введении указывается проблема веб-квеста, цель, задачи и результат деятельности. Проблема должна быть востребованной и актуальной. Цель веб-квеста содержит навыки и умения, формируемые в процессе работы над веб-квестом. В задачах указываются конкретные условия, необходимые для достижения конкретной цели. Результаты деятельности должны отражать реальный продукт, получаемый по завершению работы над веб-квестом. Здесь также рекомендуется написать, чему учащиеся научатся в процессе выполнения заданий и где полученные ими навыки и умения можно будет применить в дальнейшем [6, c. 83].

После этого даётся описание ситуации, в основе которой лежит проблема веб-квеста, а также указаны роли специалистов, которые принимают участие в решении данной ситуации. По каждой роли дается краткий комментарий, то есть поясняется, что делает конкретный специалист, какие у него полномочия. Следует заметить, что необходимо продумать роли участников веб-квеста так, чтобы обучающиеся при выполнении своих заданий были равномерно заняты по трудозатратам.

На странице с формулировкой заданий по ролям для каждой из них описывается задание, параметры для их выполнения и ссылки на ресурсы. Здесь также могут размещаться рекомендации участникам веб-квеста.

Страница со ссылками на Интернет-ресурсы должна содержать перечень необходимых сайтов для поиска информации с кратким описанием для каждой роли. Чтобы учащиеся при самостоятельной работе с Интернет-ресурсами не отклонялись от темы, нужно указать конкретные ссылки.

На странице Оценка описываются критерии оценивания данного веб-квеста, а также публикуются результаты заданий, выполненных учащимися [4, c. 57].

При подготовке и проведении веб-квеста могут возникнуть следующие ошибки:

1. Несоответствие темы конкретного веб-квеста поставленной цели, цели – заданиям, заданий – ролям. Здесь важно четко описать весь алгоритм прохождения веб-квеста для его участника на понятном ему языке.

2. Сайты, на которые даются ссылки в заданиях веб-квеста, недействительны. В связи с этим необходимо постоянно осуществлять проверку активности данных сайтов.

3. Несправедливость оценивания работы в такой ситуации: ребенок один делал работу за всю группу, а ее участники получили одинаковые оценки. Оценивается работа как индивидуально, так и всей группы в целом.

4. Несоблюдение времени работы учащегося за компьютером (функции здоровьесбережения) при выполнении веб-квеста может повлечь за собой различные нарушения здоровья. Важно емко и кратко сформулировать задания, чтобы учащийся выполнил их за 1–2 часа [1, c. 42].

Предлагаем веб-квест «Профессия моей мечты». Он предназначен для всех, кто находится в ситуации сложного выбора своей дальнейшей профессиональной карьеры. Данный веб-квест представляет собой деловую игру. Он имеет следующую структуру:

1. Главная страница содержит в себе: название веб-квеста «Профессия моей мечты» и возрастную категорию (9–11 класс).

2. На странице Введение указывается актуальная проблема, цель, задачи и результат деятельности.

Проблема веб-квеста: вы входите в состав рабочей группы для организации «Аллеи художников». Руководитель поставил задачу: организовать открытую площадку для выставки работ вольных художников.

Цель веб-квеста – формирование умений разрабатывать индивидуальный подход в выборе профессии [5, c. 204].

Задачи веб-квеста:

● диагностировать свой профессиональный тип личности на основе опроса (методика Е.А. Климова, Дж. Голланда и др.);

● выбрать роль в веб-квесте, которая соответствует результатам опроса;

● выполнить задания по роли, которая была выбрана участником, используя при этом Интернет-ресурсы;

● сделать презентацию своего проекта в программе MS PowerPoint;

● приобрести навык выступать перед публикой, защищая свой проект [5, c. 206].

Результат деятельности: выполнение данных заданий позволит выпускникам выполнить работу с поиском, отбором и систематизацией информации, а также сделать вывод о правильности выбора профессии.

3. Страница Задание должна содержать саму суть задания и рекомендации по его выполнению.

Задание:

1. Участие в опросе по определению своего профессионального типа личности на основе различных методик.

2. Выбор роли («Ландшафтный дизайнер», «Ботаник», «Строитель», «Экономист») и выполнение задания.

3. Использование указанных учителем ссылок в своей работе.

4. Подготовка своего проекта (в него входит отчет каждого члена группы о проделанной работе и предоставляется в форме выступления) по результатам решения главной проблемы веб-квеста.

Рекомендации по выполнению заданий.

● Требуется изучить литературу в соответствии с выбранной ролью.

● Если возникнут проблемы и вопросы по выполнению задания, необходимо обратиться за помощью к учителю.

● Обязательно показать найденную информацию учителю перед тем как готовить проект (выступление и презентацию).

5. На странице Роли указаны роли, а также краткое описание их деятельности.

● Ландшафтный дизайнер занимается разработкой «Аллеи художников» – планирует эстетическое озеленение различных объектов, придумывает клумбы, создает садово-парковые композиции.

● Ботаник занимается выбором растений, с помощью которых можно благоустроить территорию без ущерба для здоровья окружающих, составляет проект размещения растений на данной площади.

● Строитель занимается возведением беседок, размещением скамеек и выставочных стендов.

● Экономист составляет смету по учету стоимости работ каждого члена группы в данном проекте [7, c. 43].

6. На странице Ресурсы дается перечень сайтов с кратким описанием для каждой роли.

7. На странице Оценка описаны критерии оценивания веб-квеста.

Выводы

Перед современными образовательными учреждениями стоит задача поиска новых форм и видов организации профориентационной работы. Она должна носить развивающий характер в плане развития самостоятельного творческого и критического мышления. С этой целью многие педагоги уже давно стали использовать в своей деятельности проектную технологию, привлекая при этом ресурсы всемирной паутины. Но обилие информации в таких сетях усложняет процесс работы над проектом. Одним из возможных решений данной проблемы является технология веб-квест. Она помогает разнообразить, сделать живой и интересной любую деятельность учащихся.