Ситуация в современном обществе, то есть те проблемы, которые возникают у выпускников в самоопределении будущей профессии, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в образовательном учреждении. Старшеклассники должны обладать не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и владеть такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в социальном и профессиональном плане [7, c. 39].
Важнейшее отличие современного понимания профессиональной ориентации заключается в том, что она нацелена не на выбор определенной профессии каждым учащимся, а на формирование неких универсальных качеств у учеников, которые позволили бы осуществить самостоятельный, сознательный профессиональный выбор, где ученики были бы ответственными за свой выбор [8, c. 70].
В литературе и мифологии на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие каких-либо персонажей к цели через преодоление определенных трудностей. Огромную популярность такие сюжеты получили в исторических романах, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола – это поиски Святого Грааля. Преимущественно они используются в фантастическом жанре. Так как он тесно переплетен с ролевыми играми, то термин перекочевал в игры, немного изменив свое лексическое значение. В последнее время большое применение получили так называемые веб-квесты [6, c. 79].
Цель – выявить структуру веб-квеста и ошибки, допускаемые при его подготовке и проведении.
Web-квест – это задание, в основу которого положена проблема с элементами ролевой игры, для выполнения которого используется информация из Интернета.
В информационном обществе произошли изменения, которые требуют новых педагогических технологий, которые будут способствовать индивидуальному развитию детей, выработке у обучающихся навыков самостоятельной навигации в информационных ресурсах, формированию универсальных умений разрешать проблемы, которые возникают в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, в обыденной жизни [7, c. 41].
Современная статистика показывает, что дети лучше усваивают знания, когда самостоятельно добывают и систематизируют новую информацию. Использование веб-квестов способствует развитию и воспитанию качеств личности, которые отвечают требованиям постиндустриального общества (информационного).
При работе над таким видом деятельности, как веб-квест, развивается ряд компетенций:
● использование современных информационных технологий для решения профессиональных задач (поисковых систем, веб-сайтов, электронных почт, флеш-роликов и т.д.);
● самоорганизация и самообучение;
● командная работа (планирование, распределение функций между участниками, взаимопомощь и поддержка);
● умение выявлять разнообразные способы решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
● навык выступлений перед публикой (обязательным является проведение защиты своего проекта с выступлением, с дискуссиями и вопросами) [3, c. 56].
В настоящее время ролевые игры могут обоснованно рассматриваться как традиционная форма организации коллективной учебной деятельности в профессиональной ориентации выпускников современных школ. Цель ролевой игры – это формирование и развитие речевых умений и навыков в условиях, которые максимально близки к условиям реального общения. Этот метод предусматривает распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой игры и выбранными ролями.
При выборе роли учащийся может ориентироваться на склонности, интересы, или наоборот – попробовать себя в непривычной ситуации.
Разновидностью ролевой игры является деловая игра, в ходе которой моделируются условия общения в области деятельности, которая связана с будущей профессией выпускников [2, c. 23].
Приступая к работе над созданием профориентационного веб-квеста, руководители должны четко поставить перед собой цель и задачи проекта, а также сформировать группы участников, определить график игры, представить учащимся доступ к ресурсам сети Интернет.
Структура веб-квеста может состоять из следующих компонентов [4, c. 63]:
● главной страницы;
● введения;
● описания проблемной ситуации и ролей;
● разнообразных заданий по ролям;
● ссылок на Интернет-ресурсы;
● оценки.
На главной странице веб-квеста пишется его название и возрастная категория, для кого он предназначен (класс). Название веб-квеста может состоять из интересного вопроса или основного направления деятельности.
Во введении указывается проблема веб-квеста, цель, задачи и результат деятельности. Проблема должна быть востребованной и актуальной. Цель веб-квеста содержит навыки и умения, формируемые в процессе работы над веб-квестом. В задачах указываются конкретные условия, необходимые для достижения конкретной цели. Результаты деятельности должны отражать реальный продукт, получаемый по завершению работы над веб-квестом. Здесь также рекомендуется написать, чему учащиеся научатся в процессе выполнения заданий и где полученные ими навыки и умения можно будет применить в дальнейшем [6, c. 83].
После этого даётся описание ситуации, в основе которой лежит проблема веб-квеста, а также указаны роли специалистов, которые принимают участие в решении данной ситуации. По каждой роли дается краткий комментарий, то есть поясняется, что делает конкретный специалист, какие у него полномочия. Следует заметить, что необходимо продумать роли участников веб-квеста так, чтобы обучающиеся при выполнении своих заданий были равномерно заняты по трудозатратам.
На странице с формулировкой заданий по ролям для каждой из них описывается задание, параметры для их выполнения и ссылки на ресурсы. Здесь также могут размещаться рекомендации участникам веб-квеста.
Страница со ссылками на Интернет-ресурсы должна содержать перечень необходимых сайтов для поиска информации с кратким описанием для каждой роли. Чтобы учащиеся при самостоятельной работе с Интернет-ресурсами не отклонялись от темы, нужно указать конкретные ссылки.
На странице Оценка описываются критерии оценивания данного веб-квеста, а также публикуются результаты заданий, выполненных учащимися [4, c. 57].
При подготовке и проведении веб-квеста могут возникнуть следующие ошибки:
1. Несоответствие темы конкретного веб-квеста поставленной цели, цели – заданиям, заданий – ролям. Здесь важно четко описать весь алгоритм прохождения веб-квеста для его участника на понятном ему языке.
2. Сайты, на которые даются ссылки в заданиях веб-квеста, недействительны. В связи с этим необходимо постоянно осуществлять проверку активности данных сайтов.
3. Несправедливость оценивания работы в такой ситуации: ребенок один делал работу за всю группу, а ее участники получили одинаковые оценки. Оценивается работа как индивидуально, так и всей группы в целом.
4. Несоблюдение времени работы учащегося за компьютером (функции здоровьесбережения) при выполнении веб-квеста может повлечь за собой различные нарушения здоровья. Важно емко и кратко сформулировать задания, чтобы учащийся выполнил их за 1–2 часа [1, c. 42].
Предлагаем веб-квест «Профессия моей мечты». Он предназначен для всех, кто находится в ситуации сложного выбора своей дальнейшей профессиональной карьеры. Данный веб-квест представляет собой деловую игру. Он имеет следующую структуру:
1. Главная страница содержит в себе: название веб-квеста «Профессия моей мечты» и возрастную категорию (9–11 класс).
2. На странице Введение указывается актуальная проблема, цель, задачи и результат деятельности.
Проблема веб-квеста: вы входите в состав рабочей группы для организации «Аллеи художников». Руководитель поставил задачу: организовать открытую площадку для выставки работ вольных художников.
Цель веб-квеста – формирование умений разрабатывать индивидуальный подход в выборе профессии [5, c. 204].
Задачи веб-квеста:
● диагностировать свой профессиональный тип личности на основе опроса (методика Е.А. Климова, Дж. Голланда и др.);
● выбрать роль в веб-квесте, которая соответствует результатам опроса;
● выполнить задания по роли, которая была выбрана участником, используя при этом Интернет-ресурсы;
● сделать презентацию своего проекта в программе MS PowerPoint;
● приобрести навык выступать перед публикой, защищая свой проект [5, c. 206].
Результат деятельности: выполнение данных заданий позволит выпускникам выполнить работу с поиском, отбором и систематизацией информации, а также сделать вывод о правильности выбора профессии.
3. Страница Задание должна содержать саму суть задания и рекомендации по его выполнению.
Задание:
1. Участие в опросе по определению своего профессионального типа личности на основе различных методик.
2. Выбор роли («Ландшафтный дизайнер», «Ботаник», «Строитель», «Экономист») и выполнение задания.
3. Использование указанных учителем ссылок в своей работе.
4. Подготовка своего проекта (в него входит отчет каждого члена группы о проделанной работе и предоставляется в форме выступления) по результатам решения главной проблемы веб-квеста.
Рекомендации по выполнению заданий.
● Требуется изучить литературу в соответствии с выбранной ролью.
● Если возникнут проблемы и вопросы по выполнению задания, необходимо обратиться за помощью к учителю.
● Обязательно показать найденную информацию учителю перед тем как готовить проект (выступление и презентацию).
5. На странице Роли указаны роли, а также краткое описание их деятельности.
● Ландшафтный дизайнер занимается разработкой «Аллеи художников» – планирует эстетическое озеленение различных объектов, придумывает клумбы, создает садово-парковые композиции.
● Ботаник занимается выбором растений, с помощью которых можно благоустроить территорию без ущерба для здоровья окружающих, составляет проект размещения растений на данной площади.
● Строитель занимается возведением беседок, размещением скамеек и выставочных стендов.
● Экономист составляет смету по учету стоимости работ каждого члена группы в данном проекте [7, c. 43].
6. На странице Ресурсы дается перечень сайтов с кратким описанием для каждой роли.
7. На странице Оценка описаны критерии оценивания веб-квеста.
Выводы
Перед современными образовательными учреждениями стоит задача поиска новых форм и видов организации профориентационной работы. Она должна носить развивающий характер в плане развития самостоятельного творческого и критического мышления. С этой целью многие педагоги уже давно стали использовать в своей деятельности проектную технологию, привлекая при этом ресурсы всемирной паутины. Но обилие информации в таких сетях усложняет процесс работы над проектом. Одним из возможных решений данной проблемы является технология веб-квест. Она помогает разнообразить, сделать живой и интересной любую деятельность учащихся.
Библиографическая ссылка
Казакова В.В., Жесткова Е.А. ВЕБ-КВЕСТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 6. – С. 70-72;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35063 (дата обращения: 21.11.2024).