Из опыта эксплуатации отечественных самолетов-амфибий известно, что приводнение, причаливание, швартовка, погрузка и разгрузка таких летательных аппаратов требуют специального оборудования. Соприкосновение самолета с причалом может быть обеспечено посредством специально оборудованных плавсредств или специально созданных причальных устройств с мягкой системой контакта. Наряду с указанными средствами должно быть предусмотрено наличие быстроходного катера с мягкими бортами. Такое плавсредство позволяет сближаться и производить безопасную швартовку к самолету на любом этапе его движения по водной поверхности. В состав оборудования, обеспечивающего прием и швартовку самолета-амфибии под погрузку-разгрузку, должно входить и радиооборудование для двусторонней радиосвязи руководителя полетов с экипажем самолета, а также морскими судами, средствами пожаротушения, катерами-буксировщиками, спасательными судами и т.д.
Гидроаэродром представляет собой комплекс акваторий и береговых территорий, специально оборудованных для базирования и наземного обслуживания самолетов-амфибий. На береговых участках расположены сооружения и оборудование, предназначенные для размещения и технического обслуживания самолетов-амфибий на суше.
В состав территории гидроаэродрома входят участок берегового размещения самолета-амфибии и участок служебно-технической застройки. Участок берегового размещения самолета-амфибии представляет собой часть территории, примыкающей к урезу воды, на которой располагаются береговая стоянка самолетов-амфибий, рулевые дорожки и маневровые площадки.
Служебно-техническая застройка представляет собой комплекс зданий, сооружений и оборудования, предназначенных для обеспечения управления полетами днем, ночью и в сложных метеоусловиях; для технического обслуживания и ремонта самолета-амфибии на берегу; хранения сжатых газов, топлива, масел, а также авиационного имущества.
Для приема самолетов-амфибий на регулярной основе гидроаэродром оснащается:
– приводной радиостанцией, обеспечивающей выход самолета в зону гидроаэродрома;
– средствами связи для управления полетами и обеспечения взаимодействия с судами и оперативными службами;
– наземной радиолокационной системой посадки для контроля захода на посадку и в качестве резерва обеспечения захода;
– метеорологическим оборудованием для определения состояния окружающей среды и метеорологических параметров атмосферы.
Акватория представляет собой водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания самолетов-амфибий на плаву. Она имеет достаточные размеры в плане и глубину водоема. Имеет фарватеры для движения плавсредств, обслуживающих самолет-амфибию. В случаях пересечения акватории судоходными трассами она должна иметь фарватеры для этих судов. Акватория должна располагаться в непосредственной близости к береговой полосе.
В состав акватории входят летный бассейн и гавань.
Летный бассейн представляет собой часть акватории, предназначенную для взлета и посадки самолетов-амфибий. Он может иметь одну или несколько летных полос. Летная полоса должна находиться не ближе 2 морских миль от судоходного фарватера.
Летный бассейн гидроаэродрома обозначается буями с пограничными знаками. Пограничные знаки устанавливаются по границе летного бассейна равномерно на некотором расстоянии друг от друга. На акваториях постоянных гидроаэродромов, имеющих летный бассейн круговой формы, пограничные знаки окрашиваются в красный или ярко-оранжевый цвет. На акваториях, имеющих летный бассейн прямоугольной формы, правобережные знаки окрашиваются в красный или ярко-оранжевый цвет, левобережные – в белый цвет.
При расположении летного бассейна на судоходном фарватере или в непосредственной близости от него пограничные знаки оборудуются огнями соответствующего цвета, светящимися в темное время суток. Все перемещения самолетов-амфибий при этом согласованы с речным или морским пароходством.
При рулении по летной полосе, насколько это возможно, самолет-амфибия должен избегать полос движения судов. В вынужденных обстоятельствах пересечение полосы движения судов возможно курсом под прямым углом к общему направлению потока движения судов. В целом, при нахождении самолетов-амфибий на плаву они должны соблюдать «Международные правила предупреждения столкновения судов в море».
Гавань представляет собой часть акватории, предназначенной для стоянки, маневрирования и обслуживания самолетов-амфибий и плавсредств. На гидроаэродромах, где гавань расположена в непосредственной близости от фарватера, для предотвращения повреждения самолетов-амфибий гавань обустраивается буями с мигающими огнями.
Гидроспуск предназначен для спуска самолетов-амфибий на воду и подъема их на берег. Размеры и конструкция гидроспуска определяются в каждом конкретном случае и зависят от рельефа местности, колебаний уровня воды, глубины гавани у прибрежной полосы и класса гидроаэродрома, определяемого максимальным взлетным весом самолета-амфибии.
Оборудование гидроспуска обеспечивает наводку самолета-амфибии, его подъем на берег и спуск на воду. Оно включает: подъемно-спусковые лебедки, маневровые лебедки с системой тросов, блоки, устанавливаемые на бочках с якорями, створные знаки для обозначения направления выруливания самолета-амфибии. Гидроспуск оборудован специальными точками фиксации (рымами) для крепления самолета-амфибии и швартовки обслуживающих плавсредств. Гидроспуски обеспечивают спуск-подъем самолета-амфибии с работающими двигателями или спуск-подъем тягачами. Гидроспусками оборудуются в основном базовые гидроаэродромы. Временные и некоторые постоянные гидроаэродромы оборудуются выходом на берег без гидроспусков, если позволяют прочность грунта и рельеф берега.
Обслуживание самолета-амфибии с помощью плавпричала в портах
При использовании для гидроаэродрома зоны морского или речного порта формируется совместное руководство воздушным и морским движением. Морской порт в этом случае переходит на особый режим работы «Прием самолета-амфибии». Фарватер прохода морских или речных судов при этом закрывается для их движения на время от прилета до отлета самолета-амфибии. Производится контроль чистоты летной полосы в районе фарватера и при необходимости выполняется её очистка от посторонних предметов, могущих вызвать повреждение обшивки самолета-амфибии. Производится удаление всех посторонних плавсредств, которые могут вызвать помеху посадке, взлету или движению самолета-амфибии на пути к причалу. В зависимости от условий, оснащения порта и экологических возможностей самолета-амфибии после приводнения к нему подходит буксирный катер, с борта которого передается на борт самолета буксирный канат, производится его закрепление на утках, установленных в носовой части самолета, и следуют дальнейшие операции по приему самолета-амфибии:
– буксировка самолета-амфибии катером к плавпричалу;
– передача буксирного каната на тяговое устройство (лебедку) плавпричала;
– ввод самолета-амфибии в плавпричал;
– швартовка самолета и установка трапов;
– высадка пассажиров;
– выгрузка и загрузка багажа и грузов;
– проверка количества топлива, наличия давления в системах;
– подсоединение рукава заправки топливом, заправка топливом, подсоединение шлангов дозаправки сжатыми газами и жидкостями (при необходимости);
– отсоединение заправочных коммуникаций;
– осмотр лодки-фюзеляжа на отсутствие течи;
– слив отстоя топлива;
– посадка пассажиров;
– уборка трапов;
– заключительный осмотр самолета-амфибии с причала;
– уборка швартовых и подсоединение катера-буксировщика;
– вывод самолета из плавпричала и буксировка к месту запуска двигателей;
– запуск двигателей и выруливание на летную полосу.
При отсутствии электропитания на плавпричале допускается питание самолета от вспомогательной силовой установки (ВСУ).
Погрузка-разгрузка самолетов-амфибий
Прием и передача грузов, а также сход пассажиров с борта и их посадка на борт приводнившегося самолета-амфибии производятся путем использования следующих вариантов:
1. Самостоятельный, на тяге маршевых двигателей подход самолета-амфибии к плавпричалу с мягкой кромкой или кранцами.
Данный вариант предусматривает, что после приводнения экипаж самолета-амфибии подбирает оптимальный режим движения по полосе руления и на тяге маршевых двигателей выходит в зону плавпричала. Ориентируясь на створные знаки плавпричала и его мягкую кромку, подходит к нему бортом, на котором размещена грузопассажирская дверь, замедляет движение и в двух точках борта швартуется. Высадка пассажиров производится по специальному трапу. Погрузочно-разгрузочные работы проводятся путем использования специальных грузовых платформ. Длина плавпричала или их количество определяется парком одновременно обслуживаемых самолетов-амфибий.
2. Самостоятельный, на тяге маршевых двигателей подход самолета-амфибии к гидроспуску и выход его на береговую погрузочно-разгрузочную площадку.
Данный вариант предусматривает, что после приводнения экипаж самолета-амфибии подбирает оптимальный режим движения по полосе руления и на тяге маршевых двигателей выходит в зону гидроспуска. Ориентируясь на створные знаки гидроспуска, выходит на площадку приема и разгрузки пассажиров и грузов. Высадка пассажиров производится по специальному трапу. Погрузочно-разгрузочные работы проводятся путем использования специальных грузовых платформ.
3. Самостоятельный, на тяге маршевых двигателей подход самолета-амфибии к якорной стоянке, постановка на бочку и подъем по гидроспуску на береговую площадку подъемными и маневровыми лебедками или тягачами.
Данный вариант предусматривает, что после приводнения экипаж самолета-амфибии подбирает оптимальный режим движения по полосе руления и на тяге маршевых двигателей выходит в зону якорных стоянок, подруливает к причальной бочке. Постановка на бочку выполняется летным экипажем самостоятельно или с помощью аэродромной команды на надувной лодке с мотором. Количество якорных стоянок определяется парком одновременно обслуживаемых самолетов-амфибий. Далее к нему подводятся тросы маневровых и подъемных лебедок. Производится подъем на погрузочно-разгрузочную площадку. Высадка пассажиров, как и в первом случае, производится по специальному трапу. Погрузочно-разгрузочные работы проводятся путем использования специальных грузовых платформ.
4. Самостоятельный, на тяге маршевых двигателей подход самолета-амфибии к якорной стоянке, постановка на бочку, выполнение погрузочно-разгрузочных работ вспомогательными судами или понтонами.
Подход и постановка на бочку выполняются так же, как и в предыдущем варианте. Надувной 5-местной лодкой с мотором или плотом, оснащенным винтовым движителем, к самолету-амфибии производится буксировка многоместных спасательных плотов или грузовых платформ на понтонах. Экипажем самолета-амфибии на борт лодки или плота при помощи линемета производится передача приемного фала. Летным экипажем совместно с экипажами лодки и плотов производится подтяг и швартовка плотов. Прибывшие на борту самолета-амфибии пассажиры переходят в пришвартованный плот. По мере заполнения плота к погрузке подается очередной плот. По окончании загрузки плотов пассажирами плоты вспомогательным судном буксируются к причальному трапу, по которому пассажиры сходят на берег. Данная методика выполнения погрузочно-разгрузочных работ может применяться для работы с грузовыми платформами на надувных понтонах.
Передача грузов на берег производится буксировкой грузовых платформ на понтонах посредством тросовой связи с ними, а также посредством временно установленной воздушной тросовой связи самолета-амфибии с берегом. В данном варианте возможна подводная передача грузов в специальных герметичных контейнерах.
5. Буксировка самолета-амфибии к причальной бочке и постановка на якорь одним или двумя катерами. Подъем по гидроспуску подъемными и маневровыми лебедками или тягачами.
При отсутствии условий самостоятельного, на тяге маршевых двигателей, подхода к гидроспуску или причальной бочке буксировка самолета-амфибии производится катером-буксировщиком. Передача приемного фала на катер производится летным экипажем посредством линемета. С катера приемным фалом передается на борт самолета-амфибии буксировочный трос, который надевают на его 2 носовых утка. Катер-буксировщик буксирует самолет к гидроспуску или причальной бочке. Постановка на бочку выполняется летным экипажем самостоятельно или с помощью аэродромной команды на надувной лодке с мотором. Далее к самолету подводятся тросы маневровых и подъемных лебедок и производится подъем его на погрузочно-разгрузочную площадку. Высадка пассажиров, как и в первом случае, производится по специальному трапу. Погрузочно-разгрузочные работы проводятся путем использования специальных грузовых платформ.
Если гидрометеоусловия не позволяют производить буксировку самолета за два носовых утка из-за рыскания по курсу, вторым катером осуществляется буксировка за хвостовой гак с целью стабилизации.
6. Буксировка самолета-амфибии к причальной бочке и постановка на якорь одним или двумя катерами с дальнейшей швартовкой к специальному причалу. При отсутствии условий самостоятельного, на тяге маршевых двигателей, подхода к гидроспуску или причальной бочке буксировка самолета-амфибии производится катером-буксировщиком. Передача приемного фала на катер производится летным экипажем посредством линемета. С катера приемным фалом передается на борт самолета-амфибии буксировочный трос, который надевают на его 2 носовых утка. Катер-буксировщик буксирует самолет к специальному причалу.
Аэродромной командой на надувной лодке передаются тросы лебедок подтяга причального пирса на два носовых утка или хвостовой гак принимаемого самолета взамен снятых тросов катера-буксировщика. Производится подтяг самолета к причальному пирсу и выполняется его швартовка к приемным узлам пирса. Погрузочно-разгрузочные работы и высадка-посадка пассажиров ведутся по трапам на причальном пирсе.
7. Буксировка самолета-амфибии к причальной бочке и постановка на якорь одним или двумя катерами с дальнейшим выполнением погрузочно-разгрузочных работ вспомогательными судами и плотами.
Буксировка самолета-амфибии производится катером-буксировщиком. Передача приемного фала на катер производится летным экипажем посредством линемета. С катера приемным фалом передается на борт самолета-амфибии буксировочный трос, который надевают на 2 его носовых утка. Катер-буксировщик буксирует самолет к причальной бочке. Постановка на бочку выполняется летным экипажем самостоятельно или с помощью аэродромной команды на надувной лодке с мотором. Надувной 5-местной лодкой с мотором или плотом с мотором к самолету-амфибии производится буксировка многоместных спасательных плотов или грузовых платформ на понтонах. Прибывшие на борту самолета-амфибии пассажиры переходят в пришвартованный плот. По мере заполнения плота к погрузке подается очередной плот. По окончании загрузки плотов пассажирами плоты вспомогательным судном буксируются к причальному трапу, по которому пассажиры сходят на берег. Передача грузов на берег производится катером, который буксирует грузовые платформы на понтонах.
8. Самостоятельный, на тяге специального подруливающего устройства, встроенного в конструкцию самолета-амфибии, подход к якорной стоянке, швартовочному причалу с дальнейшим выполнением погрузочно-разгрузочных работ и высадкой-посадкой пассажиров.
Вариант применяется при наличии на самолете-амфибии специального подруливающего устройства, представляющего собой выпускной винтовой движитель на основе герметичного электропривода. Данное устройство устанавливается в хвостовой части самолета-амфибии в районе водоруля, обеспечивает его движение и маневрирование на водной поверхности акватории. Подруливающее устройство запитывается электроэнергией от вспомогательной силовой установки (ВСУ).
Заключение
Использование подруливающего устройства позволяет обходиться без тяги маршевых двигателей самолета, обеспечивает бесшумное движение и маневрирование при подходе в зону плавучего причала, гидроспуска, пирса, причальной бочки и обеспечивает бесшумное выруливание на взлетную полосу. Комфорт и технологичность обслуживания самолета-амфибии в морских и речных портах при использовании такого устройства значительно возрастают.