Разработка проблемы саморегуляции учебной деятельности является чрезвычайно актуальной для педагогики и психологии высшей школы. Одной из важных задач вуза на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности студентов, формирование их активности и самостоятельности. Психологическую основу самостоятельности составляет сформированная система саморегуляции, так как только в том случае, если студент сам осознает значимость приобретаемой им профессии, он может сознательно ставить перед собой учебные цели и добиваться их исполнения, видеть возможности дальнейшего профессионального совершенствования. С переходом вузов на новые модели обучения, в связи с изменениями учебных планов и введением новых курсов, повышается роль самостоятельной работы в учебной деятельности студентов и, следовательно, возникает необходимость в формировании у них оптимального стиля саморегуляции учебной деятельности.
Как показывает практика, поступая в вуз, будущие студенты не могут регулировать собственную учебную деятельность. Это приводит к возникновению трудностей в процессе обучения, о которых пишут в своих исследованиях А.Д. Алферов, Ю.А. Бабанский, А.А. Бодалев, М.И. Боришевский, С.Д. Симоненко, А.В. Веденов, А.М.Колесова, Н.Ф.Круглова.
В.И. Моросанова создала модель эффективной саморегуляции студента как будущего специалиста [1]. В нее входят основные процессы саморегуляции:
• планирование проявляется в индивидуальных особенностях целеполагания с точки зрения осознанности и автономности процесса выдвижения целей активности, их действенности, реалистичности, устойчивости, детерминированности;
• моделирование выражается в развитости представлений о системе внешне и внутренне значимых для достижения цели условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности;
• программирование – это осознанное построение субъектом способов и последовательности своих действий для достижения принятых целей; развитость программирования свидетельствует о сформировавшейся потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о развернутости и устойчивости разрабатываемых программ;
• оценивание результатов – это адекватность, автономность оценки человеком себя и результатов деятельности и поведения, устойчивость субъективных критериев оценки успешности достижения результатов.
Эти процессы взаимосвязаны между собой, могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание и поиск компромиссных решений [2]. Проанализировав вышеперечисленные качества можно увидеть прямую взаимосвязь между критическим мышлением и саморегуляцией. Так, Зейгарник Б.В. рассматривал критичность как проявление регулирующей функции мышления, которая состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями [3]. Все это повышает эффективность саморегуляции, а значит мы можем говорить о том, что критическое мышление является важным компонентом модели эффективной саморегуляции.