Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТА

Стукаленко Н.М. 1 Пугачева Е.В. 1
1 Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
1. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека. – М.,1995.
2. Дайана Халперн. Психология критического мышления. 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с.
3. Зейгарник Б.В. Нарушения мышления у психически больных. – М., 1958. – 93 с.

Разработка проблемы саморегуляции учебной деятельности является чрезвычайно актуальной для педагогики и психологии высшей школы. Одной из важных задач вуза на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности студентов, формирование их активности и самостоятельности. Психологическую основу самостоятельности составляет сформированная система саморегуляции, так как только в том случае, если студент сам осознает значимость приобретаемой им профессии, он может сознательно ставить перед собой учебные цели и добиваться их исполнения, видеть возможности дальнейшего профессионального совершенствования. С переходом вузов на новые модели обучения, в связи с изменениями учебных планов и введением новых курсов, повышается роль самостоятельной работы в учебной деятельности студентов и, следовательно, возникает необходимость в формировании у них оптимального стиля саморегуляции учебной деятельности.

Как показывает практика, поступая в вуз, будущие студенты не могут регулировать собственную учебную деятельность. Это приводит к возникновению трудностей в процессе обучения, о которых пишут в своих исследованиях А.Д. Алферов, Ю.А. Бабанский, А.А. Бодалев, М.И. Боришевский, С.Д. Симоненко, А.В. Веденов, А.М.Колесова, Н.Ф.Круглова.

В.И. Моросанова создала модель эффективной саморегуляции студента как будущего специалиста [1]. В нее входят основные процессы саморегуляции:

• планирование проявляется в индивидуальных особенностях целеполагания с точки зрения осознанности и автономности процесса выдвижения целей активности, их действенности, реалистичности, устойчивости, детерминированности;

• моделирование выражается в развитости представлений о системе внешне и внутренне значимых для достижения цели условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности;

• программирование – это осознанное построение субъектом способов и последовательности своих действий для достижения принятых целей; развитость программирования свидетельствует о сформировавшейся потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о развернутости и устойчивости разрабатываемых программ;

• оценивание результатов – это адекватность, автономность оценки человеком себя и результатов деятельности и поведения, устойчивость субъективных критериев оценки успешности достижения результатов.

Эти процессы взаимосвязаны между собой, могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание и поиск компромиссных решений [2]. Проанализировав вышеперечисленные качества можно увидеть прямую взаимосвязь между критическим мышлением и саморегуляцией. Так, Зейгарник Б.В. рассматривал критичность как проявление регулирующей функции мышления, которая состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями [3]. Все это повышает эффективность саморегуляции, а значит мы можем говорить о том, что критическое мышление является важным компонентом модели эффективной саморегуляции.


Библиографическая ссылка

Стукаленко Н.М., Пугачева Е.В. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТА // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 89-90;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34846 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674