В настоящее время сохранение трудовых ресурсов, здоровья работающего населения, как Российской Федерации, так и Республики Казахстан, должно рассматриваться как приоритет государственной социальной политики страны. В августе 2006 года ВОЗ разработала проект «Глобального плана действия по здоровью работающих на 2008-2017 гг.», который рассмотрен Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае нынешнего года и рекомендован для разработки и создания национальных программ и систем медицины труда [9].
Создание в Казахстане инновационной инфраструктуры предусматривает активное его использование всеми субъектами общества, в первую очередь студенческой молодежью в сфере медицинского образования и науки путем вовлечения их в процессы исследования с повышением исследовательской активности и взаимодействия со всеми субъектами общества в условиях свободных рыночных отношений. [1, 2, 3]
Реформа медицинского образования в нашей республике нацеливает, прежде всего, на подготовку конкурентно-способного специалиста с высокой профессиональной компетенцией, обеспечивающего качественную медицинскую помощь и приобретение знаний максимально приближенных к практическому здравоохранению. [4, 10]
При этом инновационная инфраструктура, обеспечивая целостную систему поддержки «инновации» предполагает строить её на коммерциализации научных разработок, которая одновременно требует и применения технологии обеспечивающих и «конкуренцию» в общей структуре многоотраслевой экономики страны, где здравоохранение должно стать частью национальной экономической доктрины страны. [7, 8].
Рассмотрение принципа «инновация и конкуренция», через призму «Здоровье, Благополучие, Образование», обозначенного Президентом Назарбаевым Н.А. долгосрочным приоритетом 4 указывает на общность рыночных (общественных) отношений в едином пространстве Таможенного Союза, Всемирной Торговой Организации и для сектора медицинского образования и науки на основе Болонской декларации [5].
Возможность проведения данного исследования было обосновано научно – техническим проектом «Разработка путей партнерства медицинского образования и науки с бизнесом и населением (человеческий капитал) с целью масштабного использования существующей в Казахстане инновационной инфраструктуры», утвержденного Ученым Советом КГМУ, государственная регистрация № ГР 0112РК00416.
Цель исследования. Разработать пути повышения качества медицинского образования и науки в рыночных условиях.
Задачи.
1. Проанализировать международный опыт развития рыночных взаимоотношений в сфере медицинского образования и науки.
2. Изучить возможности медицинского образования и науки в соответствии с утвержденным регламентом его развития.
3. Оценить перспективы получения возможностей инновационной инфраструктуры студенческой молодежью в сфере медицинского образования и науки.
Материал и методы. Изучение принципа «инновация и конкуренция» проводилось по специально разработанной анкете на статистически достоверном количестве респондентов обучающихся на гуманитарных дисциплинах- 70 % и профилирующих – 30 %.
Результаты. Любая учебная дисциплина представляет собой стройную систему знаний, которая выработана в течение многих поколений. Поэтому важно, чтобы это почувствовали студенты, чтобы они увидели не только прагматическую, познавательную сторону изучаемого предмета, но и его эстетическую сторону.
Важная роль в решении этой задачи в медицинском вузе принадлежит гигиене труда. Гигиена труда занимает одно из ведущих мест среди научных дисциплин, призванных обеспечить успешное решение проблемы профилактики заболеваний. Эта дисциплина является частью профилактических дисциплин, преподающихся в вузе. Особую роль преподаватели уделяют лекционным и практическим занятиям.
При чтении лекций наиболее эффективным с психологических позиций является использование мультимедийных презентаций проблемных лекций с пояснениями к ним. Использование технических средств обучения и, в первую очередь, компьютерных иллюстраций и мультимедийных презентаций позволяет увеличить объем излагаемого на лекциях материала, снизить влияние субъективных факторов в процессе демонстрации, улучшить качество представления. Использование богато иллюстрированного материала в процессе чтения лекций позволяет студенту лучше усвоить картину инфекционных заболеваний, провести дифференциальную диагностику с другими сходными болезнями. На кафедре гигиены труда практикуется показ фотографий при различных производственных ситуациях, что помогает качеству восприятия, лучшему запоминанию лекционного материала.
Хороший эффект, на наш взгляд, достигается при подаче иллюстраций с соответствующими пояснениями, позволяющими раскрыть сущность нового материала, а затем продемонстрировать его в мультимедийном варианте. Так, преподавание механизмов воздействия производственных факторов на организм работающих с использованием представлений в мультимедийной форме показало, что усвоение материала было достигнуто после дополнительных консультаций, когда эти механизмы были разобраны по этапам.
Практическая работа – это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Проведение практических занятий с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:
1) постановку темы занятий и определение задач практической работы;
2) определение порядка практической работы или отдельных ее этапов;
3) непосредственное выполнение практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
4) подведение итогов практической работы и формулирование основных выводов.
Изложенное показывает, что практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к производственной среде, окружающей работающих, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.
В настоящее время темпы развития технологий приводят к постоянному изменению предметно-профильных знаний, и требования работодателей к выпускаемым вузом специалистам повышаются. Государственный общеобязательный стандарт образования предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Современному преподавателю для этого необходимо уметь эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии для актуализации учебных материалов, создания электронных учебных курсов, общения со студентами и коллегами через online-сервисы. Одним словом, преподаватели должны владеть технологиями e-learning.
Термин e-learning предполагает обучение студентов и преподавателей вуза с использованием информационных и электронных технологий, имеющих свою специфичную методологию организации работы, проблемы и решения.
Внедрение в учебный процесс ВУЗов эффективных инновационных образовательных технологий, а также объективных методов оценки конечных результатов обучения позволяют сместить акценты в обучении именно на формирование профессиональных компетентностей.
В рамках Болонского процесса, применительно к компетентностной модели обучения, существует единый список требований к освоению программ всех трех уровней – «Дублинские» дескрипторы, которые сформулированы предельно обобщенно, чтобы их можно было применить для всех направлений
обучения.
Ключевыми компетентностями, которыми должен овладеть выпускник КГМУ специальности 051102 «Общественное здравоохранение», являются: знание биомедицинских наук, навыки профилактической медицины и управления общественным здоровьем, коммуникативные навыки, навык работы в команде, навык научных исследований, профессионализм, навык постоянного самосовершенствования. Результатом обучения является не только усвоение стандартного набора знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного решения задач государственного санитарно-эпидемиологического надзора и управления общественным здоровьем, но и развитие способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций. С 2013 года Госсанэпиднадзор РК переименован в Агентство Республики Казахстан по защите прав потребителей.
Специалист должен иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. В действующих образовательных программах специальности «Общественное здравоохранение» отражен принцип постепенного и последовательного введения студента в круг профессиональных навыков. Так, студент по мере формирования его как будущего специалиста по профилактической медицине и организации здравоохранения начинается с формирования компетентности «Биомедицинские знания», далее навык «Профилактической медицины» и управления общественным здоровьем», который непосредственно связан с профессиональной деятельностью и управлением здравоохранения. Навык «Коммуникативные навыки» адаптирует специалиста общественного здравоохранения к вопросам подготовки кадров, взаимодействия с широким кругом профессионалов, к обеспечению управления процессами общественного здоровья, организацией труда в медицинских учреждениях, поведенческим навыкам принятия ответственных решений, навыками эффективного поведения в процессе профессионального взаимодействия с государственными служащими и т.д. Компетентность «Навык работы в команде» несомненна важна, т.к. заключается в необходимости интеграции и эффективного сотрудничества людей самых разных профессий. «Профессионализм»- это навык, подтверждающий высокий уровень профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию. Навык «научных исследований»- это исследовательская компетентность, которая характеризует интегративную характеристику личности, предполагающая владение методологическими знаниями, технологией исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты обучения студента медицинского вуза по специальности «Общественное здравоохранение» основаны на усвоении стандартного набора знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного решения задач государственного санитарно-эпидемиологического надзора и управления общественным здоровьем, развитие способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций. [13]
Так, для объективной оценки практических навыков выпускников специальности «Общественное здравоохранение» и «Медико-профилактическое дело» на этапе государственной аттестации, в КГМУ второй год экзамен проводится в виде объективного структурированного практического экзамена (ОСПЭ).
ОСПЭ, проводимый среди студентов специальности «Общественное здравоохранение» позволяет оценить когнитивные и психологические домены последних. Когнитивный домен – отражающий интеллектуальную способность – является основным доменом обучения. Но не менее важен психомоторный домен, который на заключительном (завершающем) этапе отражает то, чему обучали и то, чему студенты научились за 5 лет. Помимо вышеупомянутого, ОСПЭ позволяет экзаменуемому принять в такой важной ситуации нестандартное решение.
Процесс совершенствования медицинского образования Казахстана в контексте тенденций интеграции подготовки врача в систему европейских стандартов обозначил перед профессорско-преподавательским составом ВУЗов как приоритетные, так и желаемые цели, в числе которых обеспечить качество медицинского образования на додипломном уровне в соответствии с требованиями кредитно-модульной системы обучения. Реализация данной цели в системе высшего медицинского образования возможна при условии обязательного акцентирования на механизме применения интерактивных форм и методик обучения, что позволит в конечном счете получить высокопрофессионального, конвертируемого и конкурентоспособного специалиста, отвечающего всем современным требованиям.
Для прохождения ОСПЭ выпускающей кафедрой были разработаны 8 станций, охватывающих практические задания по 5-м профильным дисциплинам – «Гигиена труда», «Гигиена питания», «Коммунальная гигиена», «Гигиена детей и подростков» и «Эпидемиология». Хорошо структурированный ОСПЭ обеспечивает высокий уровень валидности и достоверности для оценки практической компетентности.
Таким образом, ОСПЭ улучшает достоверность конечных результатов экзаменуемых студентов, обеспечивая объективность, единую систему оценки, стандартизацию действий как аттестуемого, так и экзаменатора.
Вот уже несколько лет в Казахстане реализуется модель современной докторантуры, направленной на подготовку качественно нового формата молодого ученого, свободно ориентирующегося в мировом научном пространстве.
Карагандинский государственный медицинский университет имеет достаточную материально-техническую базу, инфраструктура профессорско-преподавательский состав для внедрения передовых научно-образовательных технологий. Подготовке магистерских и докторских диссертаций, в области самых приоритетных направлений медицинской науки, способствует создание на базе научно-исследовательского центра КГМУ лаборатории.
Сегодня политика университета направлена на углубление международных связей. Заключаются меморандумы в области медицинского образования и науки для совместной подготовки специалистов, развития международных программ, семинаров, гостевых лекций и мастер-классов, академического обмена и интеграции учебных заведений с рядом стран Европы, Азии и Америки. Зарубежные стажировки, учебные занятия и консультации с известными зарубежными учеными-профессорами – это неоспоримые плюсы докторантуры PhD.
Нашим вузом поддержаны базовые принципы Болонской Декларации и последующих документов с целью создания международного пространства как поддержки качества программ подготовки докторов PhD и установления общих критериев получения докторских степеней.
Ключевой аспект для укрепления системы докторских школ – фокус на национальные приоритеты в научных исследованиях. Большинство молодых ученых не имеют навыков управления научными исследованиями. В нашем вузе, обязательным условием является участие докторантов в выполнении научно-технических программ, как в рамках грантовых.
Темпус – одна из программ Европейского Союза, направленная на поддержку процессов модернизации высшего образования в странах-партнерах из Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья, главным образом, через реализацию проектов межвузовского сотрудничества. В рамках этой международной программы практически все сотрудники кафедры гигиены труда участвуют в ее реализации. На сегодняшний день кафедра в лице преподавателей, докторантов и магистрантов сотрудничает со странами-партнерами Италия (Claudio Colosio– Md. PhD, Швеция (Rune Anderson – Professor in Global Health, MD, PhD), Эстония (Martin Hallik – Vice-Rector for Academic Affairs, PhD).
В рамках реализации международного проекта «Темпус» планируется выезд преподавательского состава кафедры в Летнюю школу, организованной на базе Киргизской Международной высшей школы медицины по повышению квалификации преподавателей университетов с участием зарубежных стран-партнеров.
Большое значение во внедрении и развитии в образовательном процессе инновационных технологий играют основные составляющие элементы организации учебного процесса – кредиты, компетенции и выступают как тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты единого целого.
Таким образом, основными принципами развития медицинского и фармацевтического образования являются: качество, компетентностный подход, интеграция с наукой и практикой, гибкость, конкурентоспособность, социальная ответственность. Применение системы накопления кредитов, модульная организация учебного процесса, направленные на обеспечение постоянно высокого уровня профессиональной компетенции. Качество образования бакалавров общественного здравоохранения постоянно находится в центре внимания кафедры, вуза, всего медицинского сообщества и государства. Только решая проблему профессионального образования в комплексе, по всем направлениям, можно реально добиться повышения уровня качества подготовки медицинских кадров, и, следовательно, уровень качества образования.
Выводы
1. Внедрение инновационных технологий в системе управления и обеспечения качества образования способствует обеспечению конкурентоспособности казахстанской
системы высшего образования в целом и повышению конкурентноспособности КГМУ.
2. Создание системы управления качеством на основе нововведений и инноваций в образовательном процессе позволяет не только реализовывать постоянное улучшение, но и в управлении перейти на новый более высокий
уровень качества подготовки специалистов для системы здравоохранения Республики.
3. Повышение квалификации ППС кафедры в Международной высшей школе медицины позволит повысить уровень качества преподавания.