Подводные лодки (ПЛ) Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) относятся к 3 классам: Diesel submarine (Patrol), Diesel submarine (Coastal), Midget submarine [1]. В настоящее время на вооружении Северной Кореи стоят порядка 70 подводных лодок следующих проектов: 613, 633/033, Yugo (Yono и Р-4), Sang-O. Также в 2005 году была обнаружена удлиненная версия Sang-O, которую называют в разных источниках Sang-O II или K-300. Малые подводные лодки составляют большинство в военно-морских силах КНДР, всего произведено около 50 единиц. Они используются для подготовки экипажей, разведки и диверсионных операций. Около 80% северокорейского подводного флота расположены на восточном побережье на базах Чхахо и Маянто. Последняя является также техническим центром по обслуживанию подводных лодок, противолодочных самолетов и патрульных кораблей [2]. Расположение баз ВМФ КНДР показаны в работе [3], фактически флот разделен на две части и межтеатровый маневр ограничен.
Субмарины КНДР интересны, тем что создаются в стране которой западные страны перекрыли доступ к современным технологиям, однако КНДР не только производит ПЛ для собственных ВМФ, но и поставляет их на экспорт. ПЛ КНДР публично не демонстрируются, кроме захваченной в 1997 году Республикой Корея (Южной Кореей) Sang-O. Информация по устройству, тактике, особенностям подготовки экипажей и др. ограничена и часто противоречива. В основном она известна из показаний захваченного в плен члена экипажа Lee Kwang Soo (Yi Kwang-su).
Рис. 1. Соосный винт и кормовое оперение ПЛ КНДР. Фото с сайта http://forums.airbase.ru
Рис. 2. ПЛ в музее Gangneung Unification Park (Ю. Корея) Видны носовые рули
по типу пр. 205
Рис. 3. Сверху вниз: ПЛ пр. Р-4, Yono и Sang-O
Первые ПЛ в КНДР появились в 1955-1956 году, из СССР были поставлены 4 ПЛ пр. 613. В дальнейшем была передана проектная документация для строительства ПЛ пр. 633, построено порядка 20 единиц, эксплуатация некоторых осуществляется и в настоящее время. Собственные разработки ПЛ КНДР ведут от минисубмарин пр. Uno разработанных Югославской компанией Brodogradilište specijalnih objekata (BSO Split). Поэтому в западных изданиях они обозначаются все «класс Yogo», хотя это собирательное обозначение, так как ПЛ КНДР, построенных на основе Uno и имеющие водоизмещение до 190 т., имеют большие различия в конструкции [4, 5].
Югославские подводные лодки были разработаны для действия в условиях Адриатического моря. В частности это были ПЛ класса Heroj, введенные в эксплуатацию в 1960-х, не менее шести ПЛ класса Una (модель которая была продана Северной Корее), и более современные лодки класса Sava, спущенные на воду в 70-х годах. Sava имели водоизмещение свыше 950 т, длину 65 метров и несли шесть 533 мм торпедных аппаратов.
Однако носовые рули и кормовое оперение ПЛ КНДР более близки к примененным на немецких ПЛ пр. 205/206. В югославском проекте Uno использовалось Х-образное оперение и «классические» носовые рули. Да и в целом Yono и Р-4 более близки к ПЛ пр. 202 чем к Uno. Для снижения шумности винт ПЛ КНДР имеет характерную особенность необычный соосный винт (an unusual co-axle twin propeller), состоящий из большого и намного меньшего винта на одной оси (рис. 1).
Одной из особенностей ПЛ КНДР является то что внутри одного типа ПЛ они изготавливались и изготавливаются в различных вариантах, например:
1) с двумя внутренними торпедными аппаратами, калибром 533 мм;
2) без торпедных аппаратов, но оборудованные шлюзовой камерой для высадки водолазов;
3) с внешними торпедными аппаратами или минносбрасывательным комплексом.
В ряде источников упоминается что третий вариант может использоваться для повышения ударной силы на ПЛ первых двух типах. Однако для этого они должны иметь систему транзитных связей «носитель – оружие» в виде систем диагностики, ввода данных, телеуправления и т.д. и требует соответствующего обеспечения со стороны корабля энергетикой (ВВД, гидравлика, электропитание). Что занимает пространство внутри корабля, а соответственно снижает свободное пространство для размещения водолазов [6].
Таблица 1
Характеристики ПЛ КНДР
Проект |
Длина, м |
Водоизмещение, надводное/подводное, т. |
Энергоустановка * |
Полезная нагрузка |
Una (Югославия) |
20,9 |
88/99 |
ЭД Скорость до 6 уз. ДВС на ПЛ Velebit |
Мины, буксировщики, пловцы |
Пр. 202 (Германия) |
23 |
100/137 |
2х330 дизеля Mercedes-Benz 1 ЭД надводная 6 уз, дальность 450 миль, подводная 12 уз, дальность 150 миль на 4 узлах. |
2х533 мм торпедных аппарата |
P-4 |
20 |
90 |
ДВС + ЭД скорость надводная 10 уз, |
2х533 мм торпедных аппарата, мины или пловцы или внешние торпедные аппараты, мины |
MS-29 Yono (Yeoneo) |
29 |
95 / 115 – 130 |
ДВС + ЭД скорость надводная 10 уз, дальность 550 миль, подводная 8 уз, дальность 50 миль. |
2х533 мм торпедных аппарата, мины или пловцы или внешние торпедные аппараты, мины |
Sang-O |
34 |
370 |
ДВС + ЭД, скорость надводная 7,2 уз, подводная 8,8 уз. Дальность 1500 миль |
4х533 мм торпедных аппарата, мины, пловцы. |
* ДВС – двигатель внутреннего сгорания, ЭД – электродвигатель
P-4 type SSM – это наименьшая ПЛ из класса Yogo, более старая модель, в настоящее время, вероятно, используется только для учебных целей. В 1997 Вьетнам приобрел две Р-4 у Северной Кореи, причем соглашение включало поставку торпед, аккумуляторных батарей и мин. В последствии ПЛ были переоборудованы в сотрудничестве с Индией, включая обучение подводников. Затем в 2008 Вьетнам пытался закупить бывшие в употреблении ПЛ в Сербии. Эта возможность возникла, когда Сербия и Черногория разделились в 2006 и Сербия лишилась выхода к береговой линии [7]. В настоящее время Вьетнам заключил с Россией соглашение на поставку 6 ПЛ пр. 636.1 и строительство сопутствующей инфраструктуры и береговой базы.
MS-29 Yono class SSM (иногда транслитерируется как Yeono), ПЛ класса Yogo большего водоизмещения. На ней используются серийные коммерческие немецкие дизели, специально не предназначенные для подводного использования. Также установлен гражданский японский радар и другая коммерческая электроника. С конца 2010 не менее десяти этих субмарин находятся в эксплуатации северокорейским военно-морским флотом. Предположительно ПЛ построены верфью Yukdaeso-ri и находятся в составе Западного флота. Несколько ПЛ данного проекта были поставлены в Иран и послужили прототипом для создания ПЛ Ghadir.
Рис. 4. Фото ПЛ Кубы
Рис. 5. Вверху Sang-O,
внизу К 300 SSC/ Sang-O II [8]
Данные ПЛ относительно небольшие что позволяет им успешно действовать против Южной Кореи, однако для более удаленных действий, например против Японии, требуют транспортировки и запуска с корабля-носителя. Например, на дальние расстояния доставляются на буксире за переделанным траулером (mothership). По некоторым данным 2 ПЛ пр. Yono были проданы Мьянме.
Предположительно по переработанному проекту Yono была построена кубинская ПЛ Delfin. Данная ПЛ может быть полностью построена на Кубе.
В начале 1980-х Северная Корея разработала намного большую прибрежную известную субмарину как «пр. 41 м».
Пр. К 300 SSC дальнейшее развитие ПЛ пр. Sang-O в некоторых источниках именуется Sang-O II. Обнаружена в октябре 2005 спутником Digital Globe в сухом доке Chunghung-msn Navy Base в Mayang-do рядом с 2 ПЛ пр. Sang-O. Длинна составляет порядка 39 м. Возможно это дальнейшее развитие пр.41 м.
Заключение
Как показал инцидент в Желтом море, имевший место в марте 2010 года, когда торпеда, выпущенная одной из северо-корейских ПЛ, потопила южно-корейский корвет типа Pohang, обладавший противолодочным вооружением, потенциал малых подводных лодок не исчерпан. Малые, быстро строящиеся и экономичные в эксплуатации подводные лодки, дают возможность даже малому военно-морскому флоту уничтожить противолодочный корабль, вторгнуться в национальные воды.
Данный случай стал первым документально подтвержденным применением в боевой обстановке подводной лодки торпедного оружия в 21 веке.