Состояние современной системы образования характеризуется принципиальным пересмотром культурно-образовательных традиций, всесторонним повышением инновационной активности, способствующей радикальному изменению отношения к знаниям и путям их получения. В свете этих изменений становится очевидной потребность сферы образования в специалистах, умеющих принимать адекватные и оптимальные решения в различных проблемных ситуациях. В связи с этим проблема обновления качества высшего педагогического образования в настоящее время рассматривается в числе приоритетных.
Одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической компетентности учителя является его готовность к исследовательской деятельности. Причем современный учитель выполняет двойственную функцию, являясь как субъектом этой деятельности, так и организатором ее педагогического сопровождения. Сегодня учитель выступает не столько в роли интерпретатора и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что существует необходимость целенаправленной подготовки студентов педагогического вуза к исследовательской деятельности на протяжении всего периода обучения.
Согласно мониторинговым исследованиям, проводимым с целью выявления уровня сформированности профессиональных знаний, умений и способов деятельности, необходимых для реализации успешной исследовательской деятельности будущими учителями математики, большинство опрошенных (около 60 %) высоко оценивают собственные знания о роли исследовательского компонента в профессионально-педагогической деятельности. Более половины респондентов полагают, что для успешной реализации исследовательской деятельности в будущей профессии они частично владеют знаниями о системе научно-исследовательской деятельности в сфере образования и ее структурных компонентов. Достаточно высоко оценивают респонденты свои знания об эффективности научно-исследовательской деятельности работника образования (48,15% из числа опрошенных); знания и умения, необходимые будущему учителю для осуществления коррекции профессиональной деятельности (40,7% студентов); знания о методологии и методике исследовательской деятельности в рамках профессиональной деятельности (48,15%). Однако, почти половина опрошенных (40,7 %) низко оценивает сформированность умений трансформировать общие задачи работы образовательного учреждения в конкретные задачи исследовательской работы. Кроме того, как показывает анализ результатов опросов, только треть студентов дает неудовлетворительную оценку уровню сформированности своих знаний об инновационных образовательных учреждениях (37,04 %) и умений анализировать и оценивать успешность исследовательской деятельности учителя (37,04%).
Это приводит к мысли о том, что одной из важнейших компонент системы формирования и развития исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки является педагогическая практика в школе, поскольку некоторые умения и способы деятельности, составляющие содержание исследовательской компетентности учителя могут быть реализованы только в его практической деятельности.
Следовательно, в вузе должна быть создана соответствующая система организации педагогической практики, которая, на наш взгляд, предполагает наличие нескольких этапов:
- пропедевтический, основная цель которого заключается в осмыслении студентами опыта учителей математики по проектированию и реализации исследовательской деятельности учащихся, а также использованию эффективных форм организации учебного процесса, способствующих освоению этого вида деятельности в процессе математической подготовки; знакомство с текущим состоянием и проблемами организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении;
- опытно-рефлексивный, позволяющий студентам освоить умения сочетать дидактически и методически обоснованные технологии проведения исследований на уроках математики, овладеть современными педагогическими приемами формирования мотивов и стимулов к исследовательской деятельности у учащихся, научиться анализировать собственную педагогическую деятельность;
- проектировочный, связанный с самостоятельным решением студентами профессиональных задач, разработкой оригинальных творческих заданий по математике для учащихся, требующих нестандартных решений, осуществлением совместной с учителями и преподавателями вуза научной деятельности.
В заключение отметим, что такая организация педагогической практики будет способствовать выявлению роли и характера исследовательской деятельности в рамках профессии учителя, признанию ее ценности для будущей профессиональной деятельности и личностного опыта студента, что является особенно значимым в контексте компетентностного подхода.