Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

OVERVIEW FEATURES LANDSCAPE ARCHITECTURE OF CHINA

Kerina E.N. 1 Kerina A.R. 2
1 Bratsk State University
2 Dunbeysky Finance and Economics University
Currently, rapid population growth has led to the aggravation of environmental problems and sustainable development of the world will largely depend on the proper design, planning and management of urban landscapes. This article explores the traditions and perspectives of Chinese landscape architecture: the philosophical doctrine of unity of man and nature, utopia «Peach life» concept «Peace in the pot» theory of Feng Shui, are the differences between Chinese and Western landscape architectural traditions. It is noted that in recent decades, theories and principles of western landscape architecture is increasingly practiced in China and the development of ecological models should be facilitated by the integration of Western and Eastern traditions and principles in landscape design and planning.
landscape
architecture
landscape design
landscape architecture tradition of China
principles of landscape architecture in China

Так как современный мир в большей степени заселен человечеством, то его экосистема и ландшафт становятся все более и более окультуренными. Стоит лишь задуматься о росте населения, чтобы испугаться антропогенного влияния на планету. Понадобилось более чем 10000 лет, чтобы мировое население возросло от 5 млн чел до 1 млрд чел к 1830 году; но временные интервалы к достижению 2, 3, 4, 5, 6 миллиардов человек сократились соответственно до 100, 30, 15, 13 и 12 лет. Быстрый рост населения привел к усугублению проблем окружающей среды, включая вымирание некоторых видов животных, изменение климата, истощение природных ресурсов, водное и воздушное загрязнения. Так как города становятся основным местом проживания человека, то ландшафт будет все более и более проектированным. Таким образом, мировое устойчивое развитие будет в большей степени зависеть от надлежащего дизайна, планирования и управления городскими ландшафтами.

Постановка и решение задачи. Ландшафтная архитектура часто характеризуется как искусство пространственной организации земель и объектов на ней, для использования человеком, а так же для его эстетического наслаждения. Сложное определение ландшафтной архитектуры, составленное Американским Обществом Ландшафтных архитекторов, делает ясными ее обширную сферу деятельности и разнообразные темы в этой области:

«Ландшафтная архитектура обхватывает анализ, планирование, дизайн, организацию и управление естественными и искусственными средами. Типы проектов бывают: жилые дома, парки и места отдыха, памятники, городской дизайн, городские пейзажи и общественные места, транспортные коридоры и удобства, сады и дендрарии, проектирование системы безопасности, курорты, учреждения, территории университетов, терапевтические сады, сохранение или реставрация исторических объектов архитектуры; корпоративные и коммерческие; ландшафтное искусство и наземные скульптуры, внутренние ландшафты и т.д».

Очевидно, ландшафтная архитектура нарочно видоизменялась и создавались ландшафты различных видов и размеров. Следы влияния ландшафтной архитектуры особенно очевидны в городских пейзажах по всему миру. И эти антропогенные воздействия, конечно же, не останавливаются перед физическими пределами проектных ландшафтов. Как сказал знаменитый архитектор Сим ван дер Рин: «Во всяком случае, экологический кризис – проектный кризис. Это последствие того, как сделаны вещи, здания сконструированы, а ландшафты используются. Дизайн проявляет культуру, а культура основывается на том, что мы привыкли быть правыми в собственных представлениях относительно мира». Ландшафтная архитектура сама по себе является междисциплинарным явлением, которое наследует традиции прошлого, создает действительность в настоящем и предусматривает изменения в будущем. Рассмотрим традиционные принципы и модели китайской ландшафтной архитектуры и затем сопоставим западные и восточные ландшафтные архитектурные традиции и перспективы.

Традиции и перспективы китайской ландшафтной архитектуры. Китай – это «мать садов». В общем, садовый дизайн различных видов и размеров составляет значительную часть ландшафтной архитектуры, и, в частности, занимает центральное положение в китайском ландшафтном проектировании и планировании. Традиционная китайская ландшафтная архитектура уходит своими корнями в философское учение «единства человека с природой» и концепцию «Инь и Ян», сформированная идеалами и эталонами «Персиковой жизни» (утопия совершенной жизни, Тао Юаньмин) и «Мира в котелке», и следующая принципам пяти элементов, восьми триграмм и фэншуя. С 20 века идеи и принципы китайской ландшафтной архитектуры все в большей и большей степени узнаются и практикуются по всему миру. В то же самое время, влияние западной ландшафтной архитектуры в Китае возрастает с ускоренными темпами. Итак, сейчас мы кратко просмотрим основные ключевые традиционные проектировочные перспективы и модели, которые на сегодняшний день все еще имеют широкое влияние в Китае.

Философское учение единства человека с природой. На идеалы и обычаи китайской ландшафтной архитектуры оказали глубочайшее влияние древние философии и культурные традиции этой страны. Общей идеей древних китайских философий и культурных традиций является учение «единства человека с природой» или «гармонии человека и природы» (天人合一). Эта идея согласуется с главным догматом даосизма, известной китайской философии, авторами которой считаются Лао-Цзы и Чжуан-Цзы. Эта философия утверждает необходимость гармонии человека с ритмами природы. Гармоничное сосуществование человека и природы, как фоновая идея, было заложено в принципах, ведущих китайскую ландшафтную архитектуру с самого ее зарождения. В современное терминологии «единство человека с природой» означает, что человеческая деятельность, включая архитектурные творения, должна быть интегрирована в пределы естественной среды и функционировать в ней таким образом, чтобы это единство было достигнуто. В контексте ландшафтной архитектуры это не означает, что необходимо «вернуться к природе» или «к примитивному образу жизни»; более того, эта мысль подкрепляет диалектальный проектировочный принцип «от природы, но за ее пределы». Другими словами, ландшафтное проектирование и планирование должно следовать и извлекать выгоду из природных ритмов и экологических принципов определенных частей планеты. В то же самое время, природа должна быть видоизменена, а искусственные элементы внедрены, чтобы соответствовать социальным, экономическим и культурным потребностям населения, проживающего на данной территории.

Ранние китайские сады начали появляться около 2 тысяч лет назад, в качестве «садов для писателей» и «садов для ученых». Проекты таких садов объединили в себе концепции китайского пейзажного рисунка и стихотворений об идеальной сельской местности. Сады литераторов, часто описывающиеся как живописные и поэтичные, характеризуются множеством старых частных садов, особенно на юге Китая. Такие сады не были даже сделаны из простейших материалов городских жилищ и не имели символических особенностей иерархии власти, которые имелись у правительственных сооружений. Более того, пространственная структура и дизайн деталей отражали стремление видных литераторов укрыться от социально-политических реалий того времени в своих духовных и утопических размышлениях. Проектировочные принципы «садов для ученых», очевидно, способствовали идее того, что человек должен воспитываться природой. Но, кажется, такая идея не имеет места в архитектуре традиционных западных садов, где акцент делается на господстве человека над природой.

Утопия «Персиковая жизнь». «Персиковая жизнь» (桃花源) – чрезвычайно знаменитый утопический пейзаж, отражающий идеалистические стремления, которые в течение долгого времени оказывали влияние на китайское садоводство и ландшафтный дизайн (проектирование). Изначально, около 1,5 тыс лет назад, она была описана в китайской легенде и отчасти напоминает древнегреческую легенду об Аркадии. Само словосочетание «персиковая жизнь» стало метафорой для обозначения экологически чистых и живописных пейзажев, наполненных множеством гор, водных источников и плодородных земель, а также людьми, которые живут в гармонии со своей естественной средой обитания. Эта утопическая модель отражает желание людей единения с природой, которое поможет обрести мир и практически сократить взаимодействие с внешним миром. Хотя живописные пейзажи, напоминающие те, что были описаны в «Персиковой жизни», могут быть обнаружены в отдаленных горных долинах Китая, ценность этой утопии в контексте современной ландшафтной архитектуры прежде всего эвристическая.

Концепция «Мир в котелке». Другой классической моделью для проектирования небольших китайских садов и парков является концепция «Мир в котелке» (壶中天地) – безграничная фантазия и выразительность природы в ограниченном и часто замкнутом пространстве, где пруды представляют собой реки и океаны, утесы – горные цепи и вершины, цветы – биологические чудеса. Традиционная китайская культура приобрела свои главные особенности в течение Весеннего и Осеннего Периодов (770-256 гг. д.н.э), Периода Сражающихся царств (475-221 гг. д.н.э), на которую повлияло еще и место ее возникновения – бассейн реки Хуанхэ или местность (регион, область) Гуаньчжун. Слово «Гуаньчжун» в переводе означает местность, окруженную со всех четырех сторон. Форма этой местности напоминает собой гигантский «котелок», окруженный горами – «стенками котелка», бассейном реки Вэй – «содержимым котелка», притоками Хуанхэ – каналами коридорами, соединяющими части мира внутри этого самого котелка, перевалом Ханьгугуань – «верхней частью котелка», через который происходит взаимодействие с остальным миром. Такое георграфическое положение сыграло важную роль в формировании культуры, стремящейся в архитектуре к возведению замкнутых сооружений, а в обществе – к стабильному функционированию и самообслуживанию, как противопоставление агрессии и экспансионизму. Итак, концепция «Мир в котелке» своими корнями уходит вглубь китайской культурной традиции и уже в течение долгого времени влияет на практику китайского садоводства и ландшафтного проектирования.

Теория Фэн-Шуй. Теория Фэн-Шуй (风水理论) или теория Фэн (ветра) и Шуй (воды) состоит из набора эмпирических принципов, которые объединяют биофизические ландшафтные особенности с культурными традициями и религиозными верованиями для выбора и проектирования жилых помещений и мест для захоронения. Теория Фэн-Шуй основывается на двойственности Инь и Ян (阴阳二元论) из даосизма, Теории Пяти элементов (五行学说), Теория Восьми триграмм (八卦理论). Двойственность Инь и Ян является понятийной основой и для Теории Пяти элементов, и для Теории Восьми триграмм. Теория двойственность делает ударение на балансе противоестественного, например, созданного человеком, заставляя взаимодействующие части развиваться и достигать гармонии в целом. Теория Пяти элементов отчетливо объясняет как пять элементов, существующих в мире, связаны друг с другом и как надлежит их использовать, чтобы достичь гармонии с природой. Сходной с Теорией Пяти элементов является Теория Восьми триграмм, в которой существует большее количество элементов, составляющих мир. Она использовалась в практике теории Фэн-Шуй.

Хотя теория Фэн-Шуй зародилась в Китае, она долго использовалась в архитектуре, ландшафтном проектировании и планировании стран Восточной Азии, а также очевидно ее влияние и на западе. Главная предпосылка теории заключается в том, что на отношения человек-окружающая среда может повлиять (и негативно, и позитивно) сила Ти (气) – жизненно важная сила или энергия, которая движет все к изменению. Теория Фэн-Шуй имеет разделение на две ветви: первое ответвление направлено на отношения между морфологическими особенностями природы и движения силы Ти, а второе – базируется на анализе влияния силы Ти на ландшафтное расположение(ориентировку) и астрологические изменения.

Некоторые различия между китайской и западной ландшафтными архитектурными традициями. Многие, если не большинство, отличий между китайской и западной ландшафтными архитектурами следуют из своих философских основ и культурных традиций. В начале, и классические западные мыслители – такие как Демокрит, Левкипп, Аристотель – и классические китайские философы – такие как Лао-Цзы и Чжуан-Цзы – размышляли о существе природы. И после этого периода западная и восточная точки зрения о естественной среде обитания начали расходиться. Пока традиционная китайская культура продолжала пользоваться силой природы, чтобы влиять на людей и просвещать их, западная культура была более дерзкой. Как упоминалось ранее, восточные философы придавали особое значение развитому чувству гармонии, нахождению в равновесии с Тао (道) и пребыванию в балансе (дуализм Инь и Ян). В Европе же все внимание акцентировалось на «приручении» природы.

В китайской философии существует большая диалектическая особенность в социально-экологических отношениях, более глобальные взаимоотношения между человеком и природой. В такой интерпретации, на человека влияет природа, в результате чего он узнает что-то новое о себе и окружающей среде, а затем становится более приспособленным к жизни в гармонии с естественной средой обитания. В традиционной западной философии отношения кажутся более простыми: на человека влияет природа, он на это реагирует, находит способы укрощения элементов природы с помощью технологий и политики. Традиционная западная философия, направленная на изучение природы, представляет собой историческое прошлое для современного технократического подхода экономического развития, принятого по всему миру, и может быть даже рассмотрена как всеобъемлющая мотивация для колонизации и империализма. Эти философские и культурные различия проявляют себя в практике ландшафтного проектирования и планирования. Например, азиатская архитектура имеет долгую историю развития строительства в согласии с природными ландшафтами, используя дерево как основной строительный материал и обращая внимание на потоки энергии Ти. В противопоставление этому, западная ландшафтная архитектура имеет долгую историю создания более долговременных памятников, которые отражают человеческое упорство; такие монументы созданы из камня, кирпича и извести, и при их строительстве не обращают никакого внимания на потоки энергии.

Вышеприведенное сравнение, по общему согласию, несколько упрощает действительность, поэтому могут быть найдены и другие, более сложные сопоставления. Главная мысль заключается в том, что на ландшафтную архитектуру, так же как и на экологическую архитектуру оказали влияние культурные традиции и философские истоки, что должно быть довольно уважаемо. Конечно же, древняя философия «единства человека с природой», которая кажется довольно созвучной с сегодняшней идеей экологической устойчивости, не всегда гарантировала экологически устойчивое проектирование и планирование в Китае. В то же самое время, традиционная философия контроля природы человеком не мешает практике экологически устойчивой ландшафтной архитектуры на западе.

На западе защитники окружающей среды сыграли огромную роль в продвижении гармоничных отношений между обществом и природой с начала 1900-х годов. В частности, земельная этика, разработанная Альдо Леопольдом, повлияла на многие поколения экологов, архитекторов и людей других профессий. Например, в его самой известной книге «Календарь песчаного графства», Леопольд открыто признавал проблемы с традицией «покорения природы» и пропагандировал новую земельную этику, чтобы активизировать «государство гармонии человека с природой». Очевидно, что земельная этика перекликается с китайской философией «единства человека с природой». Как писал Леопольд: «Земельная этика просто-напросто расширяет границы общества, чтобы присоединить к себе почву, водные источники, растения и животных или, в общем, землю. … Вкратце, земельная этика меняет роль Homo sapiens от завоевателя земельного сообщества на его обычного жителя и горожанина. Это означает проявление уважения к остальным членам сообщества, а также и к нему всему в целом».

Экологическое движение, начавшееся в 1960-х, также играет главную роль в продвижении проектировочных ценностей, целью которых является интеграция человека с природой. Например, принципы, изложенные в книге «Дизайн с природой» Яна МакХарга, очевидно воплощают философию и идеалы традиционной китайской ландшафтной архитектуры: «Глаза не отделяют нас от остального мира, а, наоборот, объединяют с ним. Поймите это. Необходимо отделаться от этой простоты разделения нас с природой и пытаться объединиться. Давайте разделаемся с членовредительством, наполнявшим наш путь, и дадим выразиться гармонии человека с природой».

Вывод

В последние десятилетия, теории и принципы западной ландшафтной архитектуры все больше практикуются в Китае. В частности, модель экологической архитектуры, придающая особое значение распространению и расширению зеленых насаждений в городской местности, приобрела популярность в Китае. Такие термины, как «эко-сады», «эко-парки», «зеленые города» и «эко-города», стали часто употребляться в книгах, журнальных статьях, общественных СМИ. Модель экологической архитектуры должным образом не направлена на социально-экономические и культурные процессы, хотя экологическое проектирование и планирование часто рассматриваются как разновидности экологически устойчивой ландшафтной архитектуры. Следовательно, модель экологически устойчивой ландшафтной архитектуры более уместна для развития экологически устойчивых садов, парков, городов, ландшафтов. Развитие такой модели должно быть облегчено интеграцией западных и восточных традиций и принципов в ландшафтном проектировании и планировании.