Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1
1022 KB

Актуальность поднятой темы заключается в том, что педагогическая деятельность занимает значимое место в современном мире. Педагоги готовят специалистов почти всех отраслей. Например, в экономической отрасли, а конкретно, в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, подготавливают специалистов, начиная от агроинженеров и инженеров-механиков до экономистов и бухгалтеров. В процессе педагогической профессиональной деятельности большой вклад вносит математика, в частности методы математической статистики.

Педагогические явления и процессы обладают некоторыми особенностями, которые определяют возможности применения методов теории вероятностей и математической статистики для изучения определенных явлений и процессов. Во-первых, слабо разработана до настоящего времени практика измерений случайных величин, которые характеризуют разные стороны педагогических процессов, а те в свою очередь влияют на проведение объективного количественного анализа при изучении сложных закономерностей этих процессов. Во-вторых, неизвестны и не установлены типы вероятностных законов распределения, определяемые количественным анализом. Указанные особенности не позволяют исследователям-педагогам применять в своей работе методы математической статистики по аналогии с тем, как эти методы применяются в естественных или технических науках.

Поэтому в процессе «математизации» педагогической науки, определяется главная цель, состоящая в классификации сначала педагогических проблем, а затем и классификации статистических методов, которые и будут пригодны в решении проблемы.

Основные типы измерений в педагогике несут в себе большую значимость. Она заключается в том, что операции с числами, которые приписываются к разным объектам, позволяют сравнивать между собой эти объекты по состоянию свойств. Следовательно, в зависимости от целей и возможностей исследователь может использовать какое-то определенное правило, которое и даст ему возможность измерить свойства объекта. Каждому такому правилу соответствует своя «измерительная шкала».

Выделяют четыре основных вида шкал, помогающих педагогу-исследователю при анализе явления или процесса:

– шкала наименований;

– шкала порядка (ранговая шкала);

– интервальная шкала;

– шкала отношений;

К измерениям, проводимым в шкале первого вида можно отнести классификацию студентов по полу, приписывая девушкам число 5, а юношам 6.

Шкала порядка (второй вид шкал) поможет педагогам в составлении анализа исследования уровня знаний, навыков и умений, а так же способностей студентов.

Шкала третьего вида поможет определить по свойства объектов, насколько они отличаются друг от друга. В этом поможет составление интервала между объектами и взятого за основу для этого определенного критерия.

Шкала отношений покажет не только, на сколько единиц один объект изучения отличается от другого, но и покажет во сколько раз. В основе лежит какой-либо критерий качества.

Но это далеко не единственные методы. Так же при анализе явлений и процессов существуют статистические гипотезы, помогающие в педагогических исследованиях.

Основными из них являются:

Гипотезы о свойствах тех или других числовых параметров, характеризующих изучаемые случайные величины;

Примером данного типа гипотез в педагогике может служить процент положительных оценок («3», «4», «5») за выполнение курсовой работы, проверяющей навык скорости освоения материала по дисциплине «Экономика труда», не меньше 75 % в совокупности обучающихся на очном отделении студентов всех ВУЗов в СКФО.

Гипотезы о типах вероятностных законов распределения случайных величин, характеризующих изучаемое свойство явления или процесса;

Применительно к педагогическим исследованиям примером таких гипотез может служить процент верных ответов студентов, при решении двадцати логических задач имеет экспоненциальное распределение в совокупности всех обучающихся студентов первого курса.

Гипотезы о равенстве или различии законов распределения случайных величин, характеризующих изучаемое свойство в двух и более совокупностях рассматриваемых явлениях;

Примером использования такого рода гипотез может служить, усвоение курсов математических дисциплин студентами первого и второго курса очного отделения имеет существенные различия со студентами, начавшими обучение на заочном отделении.

К сожалению, большинство педагогов не обладают серьезной математической подготовкой, причины которой весьма размыты, но эти вышеперечисленные элементы теории вероятностей и математической статистики они могут использовать в своих анализах.

В заключение хотелось бы сказать что, не смотря на сложности и тонкости применения математических методов в педагогических исследованиях, они все же реально облегчают деятельность педагогов и их понимание разных явлений и процессов.