Актуальность поднятой темы заключается в том, что педагогическая деятельность занимает значимое место в современном мире. Педагоги готовят специалистов почти всех отраслей. Например, в экономической отрасли, а конкретно, в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, подготавливают специалистов, начиная от агроинженеров и инженеров-механиков до экономистов и бухгалтеров. В процессе педагогической профессиональной деятельности большой вклад вносит математика, в частности методы математической статистики.
Педагогические явления и процессы обладают некоторыми особенностями, которые определяют возможности применения методов теории вероятностей и математической статистики для изучения определенных явлений и процессов. Во-первых, слабо разработана до настоящего времени практика измерений случайных величин, которые характеризуют разные стороны педагогических процессов, а те в свою очередь влияют на проведение объективного количественного анализа при изучении сложных закономерностей этих процессов. Во-вторых, неизвестны и не установлены типы вероятностных законов распределения, определяемые количественным анализом. Указанные особенности не позволяют исследователям-педагогам применять в своей работе методы математической статистики по аналогии с тем, как эти методы применяются в естественных или технических науках.
Поэтому в процессе «математизации» педагогической науки, определяется главная цель, состоящая в классификации сначала педагогических проблем, а затем и классификации статистических методов, которые и будут пригодны в решении проблемы.
Основные типы измерений в педагогике несут в себе большую значимость. Она заключается в том, что операции с числами, которые приписываются к разным объектам, позволяют сравнивать между собой эти объекты по состоянию свойств. Следовательно, в зависимости от целей и возможностей исследователь может использовать какое-то определенное правило, которое и даст ему возможность измерить свойства объекта. Каждому такому правилу соответствует своя «измерительная шкала».
Выделяют четыре основных вида шкал, помогающих педагогу-исследователю при анализе явления или процесса:
– шкала наименований;
– шкала порядка (ранговая шкала);
– интервальная шкала;
– шкала отношений;
К измерениям, проводимым в шкале первого вида можно отнести классификацию студентов по полу, приписывая девушкам число 5, а юношам 6.
Шкала порядка (второй вид шкал) поможет педагогам в составлении анализа исследования уровня знаний, навыков и умений, а так же способностей студентов.
Шкала третьего вида поможет определить по свойства объектов, насколько они отличаются друг от друга. В этом поможет составление интервала между объектами и взятого за основу для этого определенного критерия.
Шкала отношений покажет не только, на сколько единиц один объект изучения отличается от другого, но и покажет во сколько раз. В основе лежит какой-либо критерий качества.
Но это далеко не единственные методы. Так же при анализе явлений и процессов существуют статистические гипотезы, помогающие в педагогических исследованиях.
Основными из них являются:
Гипотезы о свойствах тех или других числовых параметров, характеризующих изучаемые случайные величины;
Примером данного типа гипотез в педагогике может служить процент положительных оценок («3», «4», «5») за выполнение курсовой работы, проверяющей навык скорости освоения материала по дисциплине «Экономика труда», не меньше 75 % в совокупности обучающихся на очном отделении студентов всех ВУЗов в СКФО.
Гипотезы о типах вероятностных законов распределения случайных величин, характеризующих изучаемое свойство явления или процесса;
Применительно к педагогическим исследованиям примером таких гипотез может служить процент верных ответов студентов, при решении двадцати логических задач имеет экспоненциальное распределение в совокупности всех обучающихся студентов первого курса.
Гипотезы о равенстве или различии законов распределения случайных величин, характеризующих изучаемое свойство в двух и более совокупностях рассматриваемых явлениях;
Примером использования такого рода гипотез может служить, усвоение курсов математических дисциплин студентами первого и второго курса очного отделения имеет существенные различия со студентами, начавшими обучение на заочном отделении.
К сожалению, большинство педагогов не обладают серьезной математической подготовкой, причины которой весьма размыты, но эти вышеперечисленные элементы теории вероятностей и математической статистики они могут использовать в своих анализах.
В заключение хотелось бы сказать что, не смотря на сложности и тонкости применения математических методов в педагогических исследованиях, они все же реально облегчают деятельность педагогов и их понимание разных явлений и процессов.
Библиографическая ссылка
Калашникова А.С., Долгополова А.Ф. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 5-2. – С. 158-159;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34039 (дата обращения: 04.11.2024).