Подростковый возраст является самым трудным и сложным из всех детских возрастов, представляющий собой активный период становления личности. Интерес к тому, «каков я сам», живёт в сознании каждого человека. Когда об этом тайном процессе рассказывает талантливый писатель, который предстаёт перед читателем как честный, смелый совестливый человек, это удваивает влияние.
Главной особенностью подросткового возраста является формирование неповторимой личности, осознание своего места в мире. Подросток уже не просто получает информацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему. Литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить в мире людей.
Обозначенное выше позволяет судить о степени актуальности избранной темы исследования с точки социально-психологического зрения, поскольку важным остаётся восприятие литературы современным читателем-учащимся и выявление из литературного материала самого значимого, того к чему надо стремиться и на кого можно равняться давно волновала исследователей с научной позиции. В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах, таких как: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-учащегося, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения чётко обозначены в работах: Никифоровой О.И., Левидова А.М., Леонтьева А.А., Рез З.Я., Жабицкой Л.Г., Рожиной Л.Н., Якобсона П.М., Варшавской М.М., Демидовой Н.А., Качурина М.Г., Карсаловой Е.В., Маранцмана В.Г., Полозовой Т.Д. и др., но не достаточно полно изучена проблема принятия на себя роли художественного героя, поскольку снижен потенциал чтения художественной литературы. Современный подросток больше увлечён компьютерными технологиями, мобильными телефонами и играми в них, просмотром телевидения и общением в социальных сетях.
Для психолого-педагогической практики данное исследование имеет большое значение, так как современный подросток черпает примеры подражания и поведения в ИНТЕРНЕТе и социальных сетях, а образы литературных героев, описанные в классической отечественной и зарубежной литературе, остаются непознанными.
Наше исследование было осуществлено в МОУ СОШ № 3 г. Таганрога, в исследовании приняли участие 30 учащихся в возрасте 13-16 лет. Задачу нашего исследования мы сформулировали как знакомство с современными героями художественных произведений, положительными и отрицательными образами и их влияние на подростков.
Сегодня на книжном рынке отсутствует такой жанр, как современная подростковая литература, классическими представителями которой в своё время были всеми любимые «Кортик», «Бронзовая птица», «Каникулы Кроша», «Тимур и его команда», «Мальчик со шпагой» и др., – добрые и светлые книги, несущие позитивный нравственный заряд. За последние 15-20 лет российским подросткам в качестве замены были предложены сомнительного рода детективы, фэнтези, «ужастики» и тому подобная «литература». Место Тимура безраздельно занял Гарри Поттер и Человек Паук.
Если Тимур и его команда совершают добрые дела для детей и стариков тайно и получают от этого эмоционально-нравственное удовольствие, то современные подростки получают удовольствие от публично нанесённых оскорблений тем же старикам и детям, а обществ и окружающий социум ничего не делает, они просто боятся им сделать замечание. В семейных отношениях большинство отцов отстранилось от воспитания собственных детей, придумывая при этом различные причины.
Как отмечает И.С. Кон, представление о слабости и неадекватности отцов – один из самых распространённых стереотипов общественного сознания [3].
Во все времена людям хочется иметь рядом с собой того, на кого можно положиться. Может быть сейчас с развитием компьютерных технологий тема одиночества и умения общаться в виртуальном мире становится ещё более острой. Но это относится именно к подросткам. В литературной традиции двадцатого века подросток – это герой, который выходит из детства и пытается найти своё место в обществе. По своей сути он бунтарь. Причины его бунта не только возрастного, но и социального характера, он протестует против мира взрослых и социальных порядков, которые ему не подходят, поскольку он их не понимает и не включён в них.
Например, литературный бунт всегда питается ситуацией в обществе: европейская юношеская литература была связана со студенческими волнениями 60-70-х годов двадцатого столетия, американская – с движением хиппи, а советская молодёжная проза – с эпохой оттепели.
В повести Н.И. Леонова «Стервятники» образ подростка представлен внешне респектабельным юношей, у которого на первом месте двойная мораль. Автор не сглаживает остроту конфликта, но и не сгущает краски, поскольку в основе положен действительный факт. Цель автора – привлечь внимание к нравственному облику современного подростка и взрослых, и самих ребят, помочь им увидеть путь от бездумной, казалось бы, шалости к преступлению. Подтверждается народная мудрость – «Разрушение природы ведёт к разрушению человеческой души» [2].
Или другой пример, который приведён в произведении Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Она описывает, что происходит с душами современных детей, обучающихся в классе коррекции, которых и они сами, и окружающие считают людьми второго сорта. Реальность нашей жизни такова, что таковыми детей делает не природа, а взрослые: циничные завуч и директор школы, равнодушные педагоги, тщеславные родители [3].
Наше исследование показало, что современные подростки определяют пред собой те же нравственные ценности, что и в своё время их родители: честность, преданность, отзывчивость, справедливость, ответственность и мн. др.
Выполняя то или иное дело, подростки поступают совершенно противоположно так, как им преподносится в информативном поле ИНТЕРНЕТа – если ты не обманешь, то тебя обманут, если ты не обидишь первый, то останешься обиженным и др., то есть идёт откровенная пропаганда двойных стандартов, которая заполонила всё информативное поле и межличностные взаимоотношения.
Таким образом, старшему поколению необходимо проявлять внимание к своей собственной духовной жизни и проявлять жестокую требовательность к самому себе, поскольку они, прежде всего, являются примером для подражания. Ограничить общение в социальных сетях и вернуть классическую литературу на столы учащихся, проявлять честность в оценках и характеристиках и демонстрировать уроки требовательного самоанализа, без которого не обходится юность и не может сформироваться нравственно-положительная личность.