Многообразие и противоречивость факторов обеспечения национальной безопасности как необходимого условия динамичного социально-экономического развития страны во второй половине XX в. во многом были обусловлены научно-технической революцией.
В развитых индустриальных странах, прежде всего в России и США, это отразилось на развитии рынка автотранспортных средств и как следствие – накопление старой техники (рис. 1). При всей своей естественности проблема утилизации техники приобрела особую важность в последнее время. В значительной степени это связано с интенсивным развитием рыночного пространства и рыночной среды, включая формирование стратегии развития и экономического поведения в условиях функционирования рынка; крупномасштабным и интенсивным переговорным процессом в области развития производства техники; высокой наукоемкостью современных технических средств; резким сокращением бюджета и возможным сохранением этой тенденции в будущем; высокой стоимостью создания образцов техники и значительных затрат на их обслуживание и хранение.
В связи с этим возникает необходимость разработки научных основ и методических рекомендаций по организации и управлению процессами утилизации техники с целью обеспечения их высокой экономической эффективности в сочетании с экологической безопасностью. При этом техника должна достичь стадии применения ее как вторичного сырья в машиностроении (рис. 2).
Рис. 1. Динамика накопления неутилизированных отработавших АТС
Рис. 2. Удельное содержание автомобильных отходов в общей массе и степень их утилизации (в % к массе отходов)
В условиях рыночной экономики главным фактором повышения ее эффективности становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Этот уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.
Использование вторичного сырья это не просто возможность пустить старую технику на изготовление новой продукции, это экономия ресурсов и значительная выгода в масштабах всей страны. В России серьезное отношение к вторичной переработке металла начало возвращаться совсем недавно. Этот вид вторичного сырья наиболее востребован в производстве сотен товаров и технических устройств. Металлолом, цена которого составляет копейки, при дальнейшем использовании позволяет экономить вполне серьезные средства.
Лом черных металлов в металлургических процессах, выступает как полноценный заменитель природного сырья, прошедшего стадии обогащения, окускования и доменной плавки. Рост затрат на подготовку природного сырья и выплавку чугуна вызывает в последние годы повышенный интерес к черному металлолому со стороны сталеплавильных предприятий зарубежных стран. Объем мировой торговли металлоломом составляет 360 млн. т. Особенно активно импортируют металлолом страны с высокой долей выплавки электростали и непрерывной разливкой металла.
Российская черная металлургия отстает от индустриальных стран мира по потреблению стального металлолома, что, в определенной мере, связано как с относительно низкой долей электростали, так и с наличием избыточных мощностей по выплавке стали.
Следовательно, для четкой и размеренной работы предприятий машиностроения должна быть отработана единая регламентированная форма организационного построения предприятий в системе утилизации техники, а также четко поставлены в рамки роль и место промышленной утилизации в системе металлургического комплекса страны.
В новых хозяйственных условиях Минэкономики (Минэкономразвития) России не стали рассматривать вторичные ресурсы в числе объектов, требующих специальных мер государственного регулирования, а природоохранные ведомства пока не смогли создать эффективные нормативные ограничения и экономические инструменты государственного регулирования в этой области [4].
С 1991 года ликвидирована государственная система вторичных ресурсов, функционировавшая под эгидой Госснаба СССР. В рамках этой системы работало более пятисот предприятий по переработке вторичного сырья и около 6000 приемных пунктов по заготовке и переработке вторичного сырья от населения. В связи с ликвидацией государственной системы переработки вторичных ресурсов произошел рост накопления техники подлежащей утилизации (рис. 3).
Рис. 3. Пример высвобождения техники в зависимости от срока, объема выпуска и хранения
Проведенные НИЦПУРО исследования проблемы управления отходами в Российской Федерации и за рубежом свидетельствуют о необходимости усиления государственного регулирования в области сбора, переработки и хозяйственного использования отходов в России с учетом рыночной направленности проводимых Правительством Российской Федерации реформ хозяйственного механизма, положений концепции устойчивого развития, а также достижений отечественного и зарубежного опыта по решению этой проблемы без использования механизма прямого финансирования из средств федерального бюджета (рис. 4).
Рис. 4. Структура источников финансирования
Постановка такой задачи обусловлена следующими основными факторами [5]:
– значительным количеством образования отходов в России;
– отсутствием в России экономических условий для переработки основной массы отходов, в результате чего средний уровень переработки отходов не превышает 26 %, а негативное воздействие постоянно накапливаемых отходов на окружающую среду и, следовательно, уровень экологической опасности постоянно возрастают;
– возможностью создания в рыночной экономике более благоприятных экономических условий для переработки наиболее распространенных отходов, демонстрируемой развитыми зарубежными странами в последние 5-10 лет, в том числе с использованием российского опыта функционирования в 70-80-х гг. системы вторичных ресурсов;
– финансовыми потерями из-за отсутствия механизма взимания экологических платежей за некоторые виды импортируемых товаров, а также за упаковку, поступающую в Россию с импортируемыми товарами;
– необходимостью ратификации Россией Директивы ЕС 1994 года № 62 «Об упаковке и отходах упаковки», поскольку РФ вступила в ВТО.
Таким образом, к настоящему времени сложились следующие основные предпосылки для необходимости и возможности решения проблемы сбора и переработки отходов в России:
– действующие инструменты государственного управления уже не могут обеспечить существенное повышение уровня сбора и переработки основной массы отходов, по крайней мере, без поддержки бюджетного финансирования муниципальных и городских органов административного управления;
– имеется зарубежный опыт создания централизованно-управляемых национальных систем сбора и переработки отходов, функционирующих за счет экологических платежей, то есть без целевого бюджетного финансирования (за исключением специальных государственных программ) [6, 7];
– имеется отечественный опыт 70-80-х годов по организации сбора и переработки традиционных видов вторичного сырья на территории России по территориальному принципу. Отдельные элементы этой системы продолжают функционировать и в сложившихся экономических условиях [1].
Для комплексного решения обострившейся с начала 90-х годов проблемы сбора и переработки отходов в Российской Федерации целесообразно создать принципиально новую систему вторичных ресурсов, способную работать в рыночных условиях хозяйствования, то есть без выделения целевых средств из Федерального бюджета на эти цели. Её функциональные задачи целесообразно расширить в направлении увеличения номенклатуры перерабатываемых отходов и с учетом специфических условий России. Элементы такого подхода фактически имеют место и в ряде стран ЕС [4].
Для организации заготовки и переработки вторичного сырья в регионах в соответствии со сложившимися в России традициями должны быть созданы региональные органы Российской компании Вторресурсы, которые могли бы работать на договорной основе, прежде всего, с имеющимися производственными предприятиями, занятыми в этой сфере. В случае необходимости региональными органами должны приниматься меры по созданию новых предприятий (рис. 5).
В производственной инфраструктуре, которую региональные органы вторресурсов должны создать или организовать, рекомендуется выделять следующие подразделения:
– «Вторавторесурсы» – обеспечивающие сбор и прием выведенных из эксплуатации автомобилей, их дезагрегацию, первичную обработку и сбыт полученного в результате этого вторичного сырья, а также сбор и первичную переработку отходов, образующихся в результате эксплуатации автомобилей;
– «Втортехресурсы» – обеспечивающие сбор и прием вышедших из употребления сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, их дегазагрегацию, первичную обработку и сбыт полученного при этом вторичного сырья.
Помимо этого, должны быть установлены производственные связи или партнерские отношения с уже функционирующими на рынке вторичного сырья системами «Ртутьсервис» (люминесцентные лампы и другие ртутьсодержащие отходы), «Вторнефтепродукт», «Вторчермет» и «Вторцветмет».
Для осуществления государственной координации деятельности Российской системы вторичных ресурсов в МПР России (а, возможно, и в Минэкономразвития России) целесообразно учредить Департаменты или отделы вторичных ресурсов.
Рис. 5. Предлагаемая система региональных органов Российской компании Вторресурсы
В качестве первоочередных мероприятий по реализации изложенных предложений необходимо:
1) подготовить изменения в Российское законодательство в виде введения нового Федерального Закона «О вторичных ресурсах» или в виде поправок к Налоговому Кодексу, где определить статус платежей за использование упаковки и платежей на возмещение затрат на сбор и переработку отдельных видов продукции после использования, а также механизм их взимания и распределения [2];
2) разработать базовые нормативы тарифов для расчета платежей за использование упаковки и на возмещение затрат на сбор и предварительную переработку отдельных видов и продукции после использования. Ввести эти нормативы в действие с помощью специального нормативного правового документа;
3) разработать программу мер по совершенствованию инструментов государственного управления обращением со вторичным сырьем, в том числе в области ведения государственной статистической отчетности; применения разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов; взимания платежей за размещение отходов, являющихся вторичным сырьем; стандартов на вторичное сырье и продукцию с их использованием;
4) подготовить инвестиционную программу по совершенствованию технологической и производственной базы сбора и переработки вторичного сырья. Реализацию этой программы можно осуществить в рамках раздела «Отходы» ФЦП «Экология и природные ресурсы»;
5) разработать программу мер по созданию системы идентификации материалов, содержащихся в отходах упаковки и в продукции конечного потребления, переходящей в категорию отходов.
Реализация предложений по созданию Российской системы вторичных ресурсов позволит принципиальным образом изменить организационные, нормативно-правовые и экономические условия для заготовки и переработки вторичного сырья в России. Уровень использования основных видов вторичного сырья повысится через 5 лет после ввода в действие системы не менее чем на 30 %, по ряду позиций в 1,5-2 раза, снизятся потери природного сырья, содержащегося в отходах. Заметно снизится уровень загрязнения отходами окружающей природной среды.
Целевые ориентиры, определяющие структуру системы планирования программы утилизации, можно разделить на ближнесрочные и дальнесрочные. Ближнесрочные ориентиры определяют необходимость утилизации техники, а также создания (совершенствования) научной, технологической и производственной базы и осуществления практической утилизации образцов, требующих минимальных затрат с целью получения прибыли, необходимой для полномасштабной утилизации всей номенклатуры образцов (дальнесрочная перспектива). Естественно, на данном этапе утилизация может носить затратный характер.
Вместе с тем, комплексная утилизация по экономическим показателям более предпочтительна, так как позволяет повысить уровень дохода в 2…10 и более раз, а удельную эффективность – в 1,3…2,2 раза. При этом значительная доля этого эффекта получается за счет внедрения прогрессивных технологий и более совершенного оборудования, а также системного маркетинга на внутреннем и внешнем рынках.
Процесс регулирования проблемы образования, переработки и утилизации техники должен опираться на ряд, взаимосвязанных принципов [3]:
1. Принцип системности. В соответствии с ним каждый отдельный процесс или производство рассматривается как элемент динамичной экологической системы, включающий в себя, кроме материального производства и другой хозяйственно-экономической деятельности человека, природную среду, а также человека и среду его обитания.
2. Принцип комплексного использования ресурсов требует максимального использования всех компонентов сырья и потенциала энергоресурсов.
3. Принцип цикличности материальных потоков, благодаря которому создается кругооборот материальных потоков в эколого-экономической системе и, как следствие более рационально используются природные ресурсы.
4. Принцип рациональной организации производства, в котором определяющим является требования разумного использования всех компонентов сырья, максимального уменьшения энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости производства, а также поиск новых экологически обоснованных сырьевых и энергетических технологий.
5. Принцип взаимосвязанности проблемы качества, безопасности, совместимости, взаимозаменяемости, информатизации технологических процессов и технических средств.
6. Принцип непрерывности процессов совершенствования и улучшения.
В рамках учета перечисленных принципов на пути совершенствования и разработки принципиально новых технологических процессов производства необходимо разработка ряда общих требований:
– осуществление производственных процессов при минимально возможном числе технологических стадий;
– применение непрерывных процессов, позволяющих наиболее эффективно использовать сырье и энергию;
– интенсификация производственных процессов, их автоматизация и оптимизация.
Формируемая стратегия должна опираться на разработку мероприятий по минимизации образования технических средств для утилизации и экологически безопасному размещению, поиску технических и технологических решений в области утилизации, подбору наилучших из существующих технологий переработки, а также установление плановых заданий, ограничивающих образование технических средств для утилизации.
В регионе возможно создание одной или нескольких автономно действующих комплексных систем утилизации, специализирующихся на утилизации одного или нескольких видов технических средств. Под регионом следует понимать экономико-географический район, на территории которого располагаются специализирующиеся региональные системы, например, утилизации кораблей и судов, утилизации авиационной техники, утилизации специальной техники. Кроме того, в состав региональной системы утилизации могут входить промышленные предприятия, имеющие соответствующие производственно-технологические, правовые и финансовые базы.
Выводы:
1. Важнейшими критериями выбора видов промышленных отходов, на которые необходимо обращать первоочередное внимание при разработке концепции их использования в качестве вторичного сырья, являются: объемы образования отходов, перспективы их увеличения, влияние на экологию окружающей среды, возможность снижения производства (добычи) первичного продукта.
2. Формирование структурно-организационных предпосылок для разработки научно-обоснованной концепции утилизации является ответственным моментом достижения качественного совершенствования процесса программного планирования. При этом главным признаком организованности любых работ является их системность.