Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Правовое регулирование в природоохранной сфере сводится к закреплению нормами права видов, оснований, форм, объектов и круга субъектов охраны окружающей среды, прав и обязанностей участников природоохранной деятельности.

Правовую охрану окружающей среды следует рассматривать, во-первых, как институт экологического права (объективное право) и субъективное право (права и обязанности субъектов природоохранной деятельности), во-вторых, в качестве системы правовых мер по охране естественной, нетрансформированной среды жизнедеятельности различных организмов и преобразованной, очеловеченной природы. Последняя фактически означает охрану среды жизнедеятельности человека.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Различают следующие категории ООПТ:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты;

з) иные категории, которые устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. На территории Приморского края существуют все установленные законодательством категории ООПТ.

Таблица 1

Состояние сети особо охраняемых природных территорий в крае на 2011 год

Категории ООПТ

Федерального значения

Регионального значения

Местного значения

Всего

Число

Площадь, га

Число

Площадь, га

Число

Площадь, га

Число

Площадь, га

Заповедники

6

684503,6

         

684508,3

Национальные парки

2

170752

         

170752

Заказники

1

169429

10

1046051

     

1215480

Памятники природы

   

204

25043,7

     

25054,7

Природные парки

   

1

9540

     

9540

Дендрологические парки и ботанические сады

2

220

         

220

Лечебно-оздоровительные местности курорты

2

662288

1

127900

     

196500

Зона покоя «Средняя Крыловка»

       

1

3857

 

3857

Итого

13

1029860,3

218

1271974,7

1

3857

 

2305692

Источник: «Приморская газета». Спецвыпуск № 55 (672), от 29.06.2012 г.

Государственные природные заповедники Сихотэ-Алинский, Лазовский, Ханкайский и Кедровая падь, а также национальные парки «Удэгейская легенда» и «Зов тигра» находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Государственные природные заповедники Уссурийский и Дальневосточный морской находятся в ведении Дальневосточного отделения Российской академии наук.

Государственное учреждение Российской академии наук Ботанический сад-институт и дендрарий ГУ «Горно-таежная станция им. В.Л. Комарова» находятся в ведении Дальневосточного отделения Российской академии наук. Государственные природные заказники краевого значения находятся в ведении органа исполнительной власти Приморского края (управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края).

Массовый характер безнаказанных злоупотреблений и коррупции, сопровождающий реформы, крайне негативно отразился и на отношении граждан, общества и государства к природным ценностям, фактически разрушил принципы нравственного поведения в экологической среде.

По линии государственной власти, призванной обеспечить экологическую безопасность своих граждан, ситуация осложняется также вследствие распада прежней системы охраны природы и отсутствия новой, постоянных реорганизаций природоохранных учреждений. Пример – упразднение Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) в мае 2000 года. Все это приводит к выводу, что экологической безопасности угрожают такие типичные дефекты управления страной как слабое законодательное регулирование новых экономических отношений, слабый контроль за исполнением законов со стороны государства, и прежде всего – власти исполнительной, которая сама нередко нарушает эти же законы.

Ниже в табл. 2 представлен ущерб, нанесённый ООПТ Приморского края за несколько последних лет. Данные представлены по материалам периодической печати размещенным в сети Интернет.

Таблица 2

Ущерб, нанесённый природному природным и национальным паркам

Год

2006

2007

2008

2009

2012

Природный парк «Удегейская легенда»

Несанкционированные вырубки (млн.руб.)

3,4

33,1

26,4

0,5

 

Национальный парк «Зов Тигра»

         

Несанкционированные вырубки (тыс. руб)

 

10

90

   

Выявлено нарушений

   

150

   

Изъято орудий несанкционированной добычи (единицы)

   

200

   

Национальный парк «Земля леопарда»

         

Число нарушений (единицы)

       

200

Составлено протоколов (единицы)

       

215

Сумма штрафов (тыс. руб)

       

250

Оштрафовано за проезд и стоянку (человек)

       

150

Оштрафовано за разведение костров и размещение палаток (человек)

       

36

Сумма штрафов за несанкционированный лов (тыс. руб.)

       

300

К сожалению, в силу отсутствия полной информации о происходящих нарушениях в зонах ООПТ невозможно просмотреть динамику по всем видам нарушений и предпринятым санкциям. Но даже представленные данные позволяют сделать выводы, что ущерб наносится колоссальный.

К законам регулирующим деятельность ООПТ относятся следующие законодательные акты.

Федеральный закон № 33 ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Закон Приморского края от 11.05.2005 г. № 245 – КЗ. Законом регулируются правоотношения в области организации, охраны и использования, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, уменьшения антропогенного воздействия на живую природу и окружающую природную среду, изучения естественных процессов в биосфере, экологического воспитания населения.

Основные особенности и проблемы правового статуса ООПТ:

– Несогласованность федеральных и местных законов;

– Неоднозначность толкования отдельных положений в законах;

– Устаревание ряда подзаконных актов.

Примером неоднозначности толкования может стать статья 262, которая появилась в новом Уголовном кодексе, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Но применяется она крайне редко. Основной причиной является отсутствие расшифровки понятия о причинении значительного ущерба особо охраняемым природным территориям. Пример из судебной практики. Суд посчитал значительным ущерб выкопанного на территории заповедника корня женьшень, ущерб составил 2000 рублей, и не посчитал значительным ущербом собранную чагу, ущерб от которой составил 17000 рублей.

Еще одной проблемой является соблюдение норм Кодекса об административных правонарушениях, в условиях работы госинспекторов, как правило, это глухая тайга, вдалеке от населенных пунктов, поэтому проверять выполнение работы не каждый отправится.

Закон об ООПТ показал достаточную эффективность и до настоящего времени позволяет сохранять уникальные природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, как общенациональное достояние. Вместе с тем, обширная правоприменительная и судебная практика правового регулирования в сфере ООПТ показала, что некоторые вопросы организации, охраны и использования ООПТ прописаны недостаточно четко, либо упущены, что затрудняет реализацию и существенно сокращает область применения Закона об ООПТ, приводит к разночтениям и произвольным толкованиям отдельных его положений в зависимости от интересов различных субъектов.