Правовое регулирование в природоохранной сфере сводится к закреплению нормами права видов, оснований, форм, объектов и круга субъектов охраны окружающей среды, прав и обязанностей участников природоохранной деятельности.
Правовую охрану окружающей среды следует рассматривать, во-первых, как институт экологического права (объективное право) и субъективное право (права и обязанности субъектов природоохранной деятельности), во-вторых, в качестве системы правовых мер по охране естественной, нетрансформированной среды жизнедеятельности различных организмов и преобразованной, очеловеченной природы. Последняя фактически означает охрану среды жизнедеятельности человека.
Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Различают следующие категории ООПТ:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
з) иные категории, которые устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. На территории Приморского края существуют все установленные законодательством категории ООПТ.
Таблица 1
Состояние сети особо охраняемых природных территорий в крае на 2011 год
Категории ООПТ |
Федерального значения |
Регионального значения |
Местного значения |
Всего |
||||
Число |
Площадь, га |
Число |
Площадь, га |
Число |
Площадь, га |
Число |
Площадь, га |
|
Заповедники |
6 |
684503,6 |
684508,3 |
|||||
Национальные парки |
2 |
170752 |
170752 |
|||||
Заказники |
1 |
169429 |
10 |
1046051 |
1215480 |
|||
Памятники природы |
204 |
25043,7 |
25054,7 |
|||||
Природные парки |
1 |
9540 |
9540 |
|||||
Дендрологические парки и ботанические сады |
2 |
220 |
220 |
|||||
Лечебно-оздоровительные местности курорты |
2 |
662288 |
1 |
127900 |
196500 |
|||
Зона покоя «Средняя Крыловка» |
1 |
3857 |
3857 |
|||||
Итого |
13 |
1029860,3 |
218 |
1271974,7 |
1 |
3857 |
2305692 |
Источник: «Приморская газета». Спецвыпуск № 55 (672), от 29.06.2012 г.
Государственные природные заповедники Сихотэ-Алинский, Лазовский, Ханкайский и Кедровая падь, а также национальные парки «Удэгейская легенда» и «Зов тигра» находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Государственные природные заповедники Уссурийский и Дальневосточный морской находятся в ведении Дальневосточного отделения Российской академии наук.
Государственное учреждение Российской академии наук Ботанический сад-институт и дендрарий ГУ «Горно-таежная станция им. В.Л. Комарова» находятся в ведении Дальневосточного отделения Российской академии наук. Государственные природные заказники краевого значения находятся в ведении органа исполнительной власти Приморского края (управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края).
Массовый характер безнаказанных злоупотреблений и коррупции, сопровождающий реформы, крайне негативно отразился и на отношении граждан, общества и государства к природным ценностям, фактически разрушил принципы нравственного поведения в экологической среде.
По линии государственной власти, призванной обеспечить экологическую безопасность своих граждан, ситуация осложняется также вследствие распада прежней системы охраны природы и отсутствия новой, постоянных реорганизаций природоохранных учреждений. Пример – упразднение Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) в мае 2000 года. Все это приводит к выводу, что экологической безопасности угрожают такие типичные дефекты управления страной как слабое законодательное регулирование новых экономических отношений, слабый контроль за исполнением законов со стороны государства, и прежде всего – власти исполнительной, которая сама нередко нарушает эти же законы.
Ниже в табл. 2 представлен ущерб, нанесённый ООПТ Приморского края за несколько последних лет. Данные представлены по материалам периодической печати размещенным в сети Интернет.
Таблица 2
Ущерб, нанесённый природному природным и национальным паркам
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2012 |
Природный парк «Удегейская легенда» |
|||||
Несанкционированные вырубки (млн.руб.) |
3,4 |
33,1 |
26,4 |
0,5 |
|
Национальный парк «Зов Тигра» |
|||||
Несанкционированные вырубки (тыс. руб) |
10 |
90 |
|||
Выявлено нарушений |
150 |
||||
Изъято орудий несанкционированной добычи (единицы) |
200 |
||||
Национальный парк «Земля леопарда» |
|||||
Число нарушений (единицы) |
200 |
||||
Составлено протоколов (единицы) |
215 |
||||
Сумма штрафов (тыс. руб) |
250 |
||||
Оштрафовано за проезд и стоянку (человек) |
150 |
||||
Оштрафовано за разведение костров и размещение палаток (человек) |
36 |
||||
Сумма штрафов за несанкционированный лов (тыс. руб.) |
300 |
К сожалению, в силу отсутствия полной информации о происходящих нарушениях в зонах ООПТ невозможно просмотреть динамику по всем видам нарушений и предпринятым санкциям. Но даже представленные данные позволяют сделать выводы, что ущерб наносится колоссальный.
К законам регулирующим деятельность ООПТ относятся следующие законодательные акты.
Федеральный закон № 33 ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Закон Приморского края от 11.05.2005 г. № 245 – КЗ. Законом регулируются правоотношения в области организации, охраны и использования, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, уменьшения антропогенного воздействия на живую природу и окружающую природную среду, изучения естественных процессов в биосфере, экологического воспитания населения.
Основные особенности и проблемы правового статуса ООПТ:
– Несогласованность федеральных и местных законов;
– Неоднозначность толкования отдельных положений в законах;
– Устаревание ряда подзаконных актов.
Примером неоднозначности толкования может стать статья 262, которая появилась в новом Уголовном кодексе, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Но применяется она крайне редко. Основной причиной является отсутствие расшифровки понятия о причинении значительного ущерба особо охраняемым природным территориям. Пример из судебной практики. Суд посчитал значительным ущерб выкопанного на территории заповедника корня женьшень, ущерб составил 2000 рублей, и не посчитал значительным ущербом собранную чагу, ущерб от которой составил 17000 рублей.
Еще одной проблемой является соблюдение норм Кодекса об административных правонарушениях, в условиях работы госинспекторов, как правило, это глухая тайга, вдалеке от населенных пунктов, поэтому проверять выполнение работы не каждый отправится.
Закон об ООПТ показал достаточную эффективность и до настоящего времени позволяет сохранять уникальные природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, как общенациональное достояние. Вместе с тем, обширная правоприменительная и судебная практика правового регулирования в сфере ООПТ показала, что некоторые вопросы организации, охраны и использования ООПТ прописаны недостаточно четко, либо упущены, что затрудняет реализацию и существенно сокращает область применения Закона об ООПТ, приводит к разночтениям и произвольным толкованиям отдельных его положений в зависимости от интересов различных субъектов.
Библиографическая ссылка
Леонтьева B., Забелина Т.И. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 9. – С. 47-49;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33192 (дата обращения: 21.11.2024).