Взаимоотношения это многоплановый процесс установления и поддержания контактов. Выявления содержания взаимоотношений в системе «учитель-ученик» позволит определить специфику этих отношений и выявить имеющиеся противоречия, которые способствуют возникновению конфликтных педагогических ситуаций. К сожалению, конфликты в педагогической деятельностью возникают довольно часто и снижают эффективность учебно-воспитательного процесса.
Очевидно, что раскрытие психологических механизмов формирования межличностных отношений имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как создает возможности человеку сознательно управлять своими отношениями с окружающими людьми. Это особенно важно в педагогической деятельности, успех которой в огромной степени зависит от наличия эмоционального контакта учителя с учащимися.
Теоретическую основу работы составила концепция механизмов формирования межличностных отношений, разработанная Р.Х. Шакуровым.
В процессе эмпирического исследования нами было определено, что в системе отношений «педагог-педагог» наиболее выражены такие механизмы как «критерий удовлетворения» (3,9 б.), «красота» (3,88 б.), «интерес» (3,87 б.), «эталон» (3,75 б.), «бумеранг» и »содействие» (5 б.). В системе отношений «педагог-ученик» наиболее активно проявляются следующие механизмы: «интерес» (4,5 б.), «эталон» (4,4 б.), «бумеранг» (4,7 б.), «эмоциональное эхо» (4,05 б.), «дефицит» (3,95 б.).
В системе отношений «ученик-педагог» (3,7 б.) мы наблюдаем наиболее характерные такие механизмы взаимоотношений: «эталон» (4,28 б.), «эмоциональное эхо» (4,05 б.), «интерес» (4,03 б.), «бумеранг» (3,85 б.), «критерий удовлетворения» (3,7 б.).
Проводя сравнительный анализ данных механизмов, можем отметить, что механизмы «бумеранг», «эталон» и »интерес» находятся в первой пятерке наиболее выраженных механизмов взаимоотношений во всех трех рассматриваемых системах.