Малоразмерные лопаточные нагнетатели (насосы, вентиляторы и компрессоры) широко используются в системах охлаждения ЭВМ и в устройствах авиакосмического назначения [1]. Указанные области применения накладывают жёсткие ограничения на массогабаритные характеристики нагнетателей. Между тем, энергоотдача от лопаточной машины, характеризуемая величиной коэффициента напора и кпд, при её миниатюризации, снижается [2, 3].
В рамках совершенствования указанного класса нагнетателей целесообразно выделять 2 условно не связанных друг с другом направления исследований:
1) улучшение гидродинамических условий передачи энергии в рабочем колесе (РК) малоразмерного нагнетателя;
2) ликвидация последствий проявления масштабного эффекта при миниатюризации конструкции.
Первое направление должно быть направлено на разработку способов локализации зон отрыва потока в закрытых рабочих колёсах центробежных нагнетателей. Одним из перспективных является турбулизация потока и организация дополнительного подпора статического давления в выходной части межлопаточных каналов РК за счёт гидравлического сопротивления, например, в виде плоской перфорированной перегородки, закрепляемой на его периферии [4–7].
Второе направление должно быть связано с поиском технических решений по компенсации роста относительных зазоров, в частности, в щелевых уплотнениях нагнетателей, с целью повышения их гидравлического сопротивления.
Указанные резервы повышения энергетической эффективности малоразмерных лопаточных нагнетателей являются не единственными. Но по степени влияния на массогабаритные параметры конструкции лопаточных нагнетателей они должны рассматриваться в качестве приоритетных.