Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Purposeful formation of natural frequencies spectrum of tractor transmissions testing stand

Shekhovtsov V.V. 1 Hodes I.V. 1 Shevchuk V.P. 1 Sokolov-Dobrev N.S. 1 Shekhovtsov K.V. 1
1 Volgograd State Technical University
The article describes the method of formation of natural frequencies spectrum of tractor transmissions testing stand. In general, the transmission of the tractor and the stand, as well as the elastic-inertialparameters of their elements are significantly different. Consequently, the loading of parts from torsional vibrations in tractor and stand transmission is also significantly different. This difference is especially large when the frequency of the load reproduced on the stand, is close to one of the natural frequencies of the stand transmission. As a consequence results of stand tests may not be reliable. The proposed method makes it possible to purposefully create the spectrum of natural frequencies of the stand at design stage, including a major natural frequencies of tractor transmission. The most dangerous for strength and durability components resonant modes in transmissions of a tractor and stand will take place at the same frequencies, which increases the reliability of transmission stand testing.
transmission testing
stand
spectrum of natural frequencies
elastic-inertial properties of the elements
torsional vibrations
loading
test reliability

Показатели работоспособности и долговечности трансмиссий тракторов определяются как в результате полевых испытаний, так и испытаний на стендах. Чтобы результаты испытаний были достоверными, их режимы должны соответствовать режимам эксплуатационной нагруженности трансмиссий [1, 2, 11]. Однако в общем случае состав трансмиссий трактора и стенда а также упруго-инерционные параметры их элементов существенно различны [3, 4, 6, 11, 12, 13, 14, 15]. Так, в состав стендов обычно не включают ходовую систему, подвеску и ряд других узлов; стенды также обычно имеют электрический привод [1, 2, 6, 13, 14, 15]. В эксплуатации на динамическую нагруженность трансмиссии трактора оказывает влияние совместная работа каждого из ее узлов, имеющего прямое или косвенное влияние на прохождение через нее силового потока [7, 8, 9, 10, 11]. При стендовых же испытаниях на эту нагруженность оказывает влияние совместная работа испытуемой трансмиссии с узлами стенда, имеющими иные упруго-инерционные характеристики [1, 2, 3, 5]. Вследствие этого результаты испытаний в ряде случаев оказываются не отвечающими результатам эксплуатации [1, 2].

На динамическую нагруженность трансмиссии существенное влияние оказывают крутильные колебания в валопроводе, приводящие в эксплуатации к постоянному нарушению законов движения деталей [1, 2, 7, 8, 9, 10, 11, 12], а при испытаниях – к искажению режима испытаний. Характер крутильных колебаний [1, 2, 3, 11] в трансмиссиях трактора и стенда обычно бывает значительно разным.

Амплитуды крутильных колебаний масс трансмиссии вдали от резонанса обычно незначительны и не оказывают заметного влияния на нагруженность деталей [1, 2, 11]. Наибольшая нагруженность имеет место на резонансных и околорезонансных режимах, на которых накапливается основная часть усталостных повреждений деталей [7, 10]. Следовательно, для сближения условий работы трансмиссий на тракторе и на стенде необходимо, чтобы частоты собственных колебаний их масс совпадали или были близки, то есть чтобы собственные частотные спектры трансмиссий стендов включали в себя основные частоты из спектров трансмиссий тракторов [1, 2, 3].

Предложенная методика формирования частотных характеристик трансмиссии стенда, позволяющая сближать собственные частотные свойства трансмиссий испытательного стенда и трактора, предусматривает [1, 2, 3]:

1. Определение возможностей получения собственных частот трансмиссии трактора в спектре собственных частот стенда за счет изменения упруго-инерционных параметров его элементов и их сочетаний.

2. Исследование влияния параметров каждого из элементов трансмиссии стенда на изменение собственных частот.

3. Выбор элементов трансмиссии стенда, изменение упруго-инерционных параметров которых конструктивно наименее сложно.

4. Выполнение расчетных исследований и определение на их основе значений упруго-инерционных параметров изменяемых элементов стенда, при которых возможно получение в его спектре заданных собственных частот трансмиссии трактора.

В соответствии с методикой выполнено сближение собственных частотных свойств гидромеханических трансмиссий тракторов семейства ДТ производства ВгТЗ и разработанного на кафедре «Тракторостроение» стенда (рис. 1) с гидрозамкнутым силовым контуром [1, 2, 3].

pic_14.wmf

Рис. 1. Гидрокинематическая схема стенда: 1 – испытуемая трансмиссия с гидротрансформатором, 2 – согласующий редуктор, 3 – приводная балансирная машина, 4 – раздаточная коробка, 5 – нагружающий гидронасос, 6 – нагружающий гидромотор

Для расчетного анализа созданы динамические модели трансмиссий, при этом полная динамическая модель трансмиссии трактора включает в себя 33 сосредоточенные массы, редуцированная – 11, соответственно модели стенда 63 и 14 масс. На рис. 2 представлен полученный расчетным путем при помощи созданного на кафедре программного комплекса DASP [1, 2] спектр собственных частот трансмиссии трактора на первой передаче (ширина околорезонансной зоны для каждой собственной частоты принята равной 5 % от ее значения) и спектр собственных частот трансмиссии стенда с первоначальными и с измененными значениями параметров. Цифрой 1 обозначен спектр стенда до изменения параметров, цифрой 2 – спектр трактора, цифрой 3 – спектр стенда после изменения параметров. Как видно из рис. 2, пять собственных частот трансмиссий стенда и трактора соответствуют друг другу, пять – не соответствуют; таким образом, в собственном частотном спектре стенда необходимо получить частоты 11,6; 13,7; 205,1 и 302,5 Гц, присутствующие в спектре трансмиссии трактора.

В соответствии с описанной методикой и при помощи программ пакета DASP [1, 2, 3] выполнено исследование возможностей получения в спектре стенда необходимых значений собственных частот. Как показали результаты исследования [3], далеко не каждое изменение моментов инерции масс и жесткости связей (или их сочетаний) может привести к получению в спектре трансмиссии стенда заданной собственной частоты. К тому же при получении в спектре заданных собственных частот изменяются упруго-инерционные параметры элементов, что влечет за собой изменение других собственных частот. Поэтому предварительно следует определить влияние на собственные частоты параметров тех элементов, которые конструктивно возможно изменять [3]. Здесь одним из препятствий является то, что, в соответствии с расчетом, для получения заданной собственной частоты некоторые параметры должны принять отрицательное значение и, следовательно, таким изменением параметров данная собственная частота не может быть получена [3]. Для примера в табл. 1 приведены различные варианты сочетания моментов инерции масс и жесткости связей, за счет изменения которых определялась возможность получения в собственном частотном спектре стенда частоты 11,6 Гц.

Но в пределах одного варианта сочетания параметров возможно также несколько их взаимосвязанных изменений (например, уменьшение момента инерции массы с одновременным уменьшением жесткости связи) при условии сохранения заданной собственной частоты. Так, например, при рассмотрении варианта 23 (табл. 1) в табл. 2 показана возможность получения собственной частоты 14,2 Гц одновременным изменением момента инерции массы I2 и жесткости связи C1 [1].

pic_15.wmf

Рис. 2. Собственные частотные спектры силовых передач стенда и трактора

Таблица 1

Определение возможности получения в спектре стенда частоты 11,6 Гц

Номер варианта

Изменяемые динамические параметры

Результат

I1

I2

I3

I12

I13

I14

C1

C2

C10

C11

C12

C13

Отриц. момент инерции

Отриц. жесткость

Получ. возможно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

Таблицы, подобные табл. 1 и 2, после выполнения расчетов составляются для каждой собственной частоты, которую следует получить в собственном спектре трансмиссии стенда. При этом возможно рассмотрение всех вариантов сочетаний изменяемых параметров и выбор оптимального с конструктивной точки зрения.

Таблица 2

Варианты значений C1 и I2 для получения собственной частоты 14,2 Гц

Номер варианта

Величины изменяемых динамических параметров

Изменяющиеся собственные частоты, Гц

I2, кг⋅м2

C1, Н⋅м/рад

1

2

3

4

23

12,38

3,7086

2,1199

1,4525

1,0852

1,0533

0,8528

30 966

18 319

13 007

10 083

8 232

8 062

6 956

9,0

8,9

8,8

8,6

8,5

8,4

8,3

14,2

14,1

14,1

14,1

14,1

14,1

14,3

40,5

41,8

43,2

44,5

45,9

46,1

47,5

413,9

416,4

419,1

422,1

425,3

425,7

429,5

Для облегчения этой задачи комплекс DASP и созданные для этой цели графические комплексы [4] обеспечивают возможность выполнить исследование влияния каждого из изменяемых параметров на собственные частоты модели. На рис. 3 для примера показано изменение собственных частот при изменении момента инерции первой массы I1 и жесткости ее связи С1.

аpic_16.wmfб

Рис. 3. Изменение собственных частот при изменении: а – момента инерции первой массы I1, б – жесткости ее связи С1

Таблица 3

Собственные частоты передач до и после изменения параметров

Номер собственной частоты

 

Собственные частоты, Гц

Трактор ДТ-175С

Испытательный стенд с ГЗСК

До изменения параметров

После изменения параметров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1,0

11,6

13,7

71,8

205,1

236,3

302,5

649,1

1080,8

3060,5

1,1

8,7

28,4

33,3

38,7

56,6

72,9

236,2

247,3

258,2

611,0

649,1

1080,8

0,8

11,5

13,8

48,2

71,8

205,0

211,8

236,3

302,5

608,2

649,1

791,0

1080,8

Руководствуясь данными графических комплексов [4] и табл. 1 и 2, а также характером изменения собственных частот при изменении параметров по графикам рис. 3, подбирают оптимальные значения изменяемых параметров остальных элементов стенда для максимального сближения частотных спектров трансмиссий трактора и стенда. В табл. 3 приведены значения собственных частот трансмиссий трактора и стенда до и после изменения параметров, когда частотный спектр стенда уже включает в себя все искомые собственные частоты трансмиссии трактора [1, 2, 3]. Колебания с очень высокими, акустическими частотами имеют пренебрежительно малое влияние на нагруженность, поэтому частоту 3060,5 Гц в спектре стенда получать не обязательно.