Знания о корреляции строения лимфатической системы в целом и отдельных ее частей с соматотипом человека имеют важное практическое значение, особенно в области хирургии – для профилактики повреждения лимфатических протоков и стволов при оперативных вмешательствах или для оптимизации доступа к ним с целью установить в них катетер. По этой причине не первое столетие проводятся исследования вариантов строения и топографии шейной части грудного протока (ГП). Еще A. Haller (1765), в отличие от других современных ему анатомов, сообщил, что на двух его препаратах дуга ГП отсутствовала, ГП при этом не поднимался выше подключичной артерии. М.С. Лисицын (1922) первым опубликовал данные о типах расположения дуги ГП в связи с внешними данными человека.
М.С. Лисицын отпрепарировал 46 трупов взрослых людей, 19 мужчин и 27 женщин. На 31 трупе дуга ГП была круто изогнутой (ДКИ), на 15 трупах – плоской (ДПИ). Я провел анализ этих материалов. У мужчин ДКИ и ДПИ встречались с примерно одинаковой частой (9:10), а у женщин – гораздо чаще ДКИ (4,4:1). ДКИ обнаруживалась у женщин в 2,44 раза чаще, чем у мужчин, а ДПИ – в 2 раза реже. ДКИ располагалась выше ДПИ: ДКИ – между верхними краями тел VI и VII шейных позвонков, ДПИ – между верхним краем тела VII шейного позвонка и серединой тела I грудного позвонка. Чаще всего (≈ 2/3 случаев) дуга ГП достигала уровня нижнего края тела VI шейного позвонка, у женщин – нижнего края VI шейного позвонка (≈ 63 % случаев) или его нижнего края и середины (≈ 81,2 % случаев), у мужчин – верхнего края и середины тела VII шейного позвонка (52,6 % случаев).
М.С. Лисицын находил ДКИ при узком верхнем отверстии грудной клетки, а ДПИ – когда это отверстие было широким. Вероятно, исходя из представлений своего научного руководителя, проф. В.Н. Шевкуненко о соматотипах человека, М.С. Лисицын в заключение заявил, что ДКИ относится к несовершенным типам, а ДПИ – к совершенным.
Выводы М.С. Лисицына поддержал S. Minkin (1925). По его мнению, положение дуги ГП зависит от положения дуги аорты и возраста человека: у молодых людей дуга ГП и дуга аорты находятся выше, чем у старых. Д.А. Жданов (1945) обнаружил изменчивость проекции дуги ГП на позвоночный столб у плодов, детей и взрослых, с возрастом эта изменчивость смещается вниз по позвоночному столбу. Возрастное опускание шейной части ГП, по мнению Д.А. Жданова, может быть связано с общим возрастным опусканием шейных внутренностей (Mehnert E., 1901), аорты и вен, верхней полой и плечеголовных (Adachi B., 1928, 1933). Д.А. Жданов заключил, что у ЛДТ (людей с долихоморфным телосложением) преобладает ДКИ, у ЛБТ (с брахиморфным) – ДПИ. Но даже по таблицам Д.А.Жданова видно, что ДКИ чаще всего (44,68 %) встречается у ЛМТ, реже всего (23,4 %) – у ЛБТ, а ДПИ – у ЛБТ и ЛДТ соответственно (41,67 и 25 %). Д.А.Жданов заметил, что форма дуги ГП в значительной мере не зависит от проекции ее верхней точки на позвоночный столб: у плодов, новорожденных и детей первых лет жизни шейная часть ГП располагается высоко, но среди ее форм преобладают мало изогнутая и редуцированная дуги, а также прямая. Для Д.А. Жданова очевидно, что форма дуги ГП определяется не ее скелетотопией, а соотношениями восходящего и нисходящего колен дуги между собой и с венозным углом и левой плечеголовной веной. Эти соотношения усложняются возрастными смещениями в каудальном направлении дуги ГП и плечеголовной вены, которые, вероятно, происходят с разной силой. Д.А. Жданов сравнил свои наблюдения возрастного опускания дуги ГП с данными В. Adachi (1933) о возрастном опущении плечеголовных вен и пришел к выводу, что венозные углы опускаются больше. Вероятно, поэтому, писал Д.А. Жданов, увеличивается количество высоких по отношению к левой плечеголовной вене, круто изогнутых дуг ГП.
Я проанализировал материалы Д.А. Жданова (1945), причем результаты изучения только взрослых людей, поскольку конституция человека завершает складываться после полового созревания. Оказалось, что в такую выборку вошли трупы только 16 людей 26–62 лет обоего пола (6 мужчин и 10 женщин). На 13 препаратах (81,25 %) была обнаружена высокая ДКИ – ЛДТ:ЛМТ:ЛБТ = 1:8:4, только на 3 препаратах – ДПИ, только у ЛБТ. Соотношение мужчин и женщин меняется мало: ДКИ – 1:1,8, ДПИ – 1:2, разница тем более несущественна при таком малом объеме исследования. Мой вывод по результатам анализа обеих выборок в принципе не меняется: во все возраста укорочение тела человека в связи с его расширением (ЛДТ → ЛБТ) сопровождается сходными изменениями ГП, а в результате – опущением и уплощением дуги шейной части ГП вплоть до ее полной редукции.
По результатам исследований М.С. Лисицына (1922) и Д.А. Жданова (1945) можно сделать в конечном счете такой вывод: форма и топография дуги ГП зависит от соматотипа человека, причем в большей степени, чем от пола. У астеников дуга ГП высокая, у гиперстеников обычно встречается дисперсный тип его строения (Левенец А.А. и др., 1986). Г.М. Семенов (1998) сообщил, что по мере увеличения индекса шеи преимущественно продольная ориентация шейной части ГП сменяется на близкую к поперечной.