В настоящее время человечество стоит перед выбором, каким путём ему развиваться дальше, ответственность за жизнь стимулирует поиск пути дальнейшего экологобезопасного развития. Повлиять на развитие в русле здорового образа жизни, средоподдерживающего развития общество сможет, лишь трансформируя свою духовность, ориентируясь на цели устойчивого развития. Современное переходное состояние общества в условиях смещения духовных пластов требует нового философского осмысления проблемы человека. Помимо обладания биологическими и духовными началами каждый человек наполнен социальным опытом и должен овладеть необходимым для выживания этикоэкологическим стилем бытия. Только на базе накопленного социального опыта, овладев наличным опытом наиболее разумного здорового общественного бытия, расцветают конкретные индивидуальности, впитавшие категорические императивы того лучшего и передового, что достигло человечество: их талант, компетенция, приобретенные высоконравственные качества и принципы справедливости, порядочности, ответственности.
Реальность сегодняшнего дня открыла нам многое: научное видение мира, невиданное прежде овладение природой, компьютерное мышление, бытовой комфорт, свободное перемещение в пространстве. Но, одновременно, возникло отчуждение человека от самого себя, от других людей, от окружающей природы, от духовной реальности, имманентной сознанию человека. Потребности в дальнейшем наращивании комфортности жизни больше не порождают достойных энергетических импульсов. Наблюдаемые сейчас негативные явления объясняются не тем, что человек не удовлетворяет свои потребности, а тем, что сами эти потребности перестают удовлетворять человека.
Понимание того, что и менталитет человека, и многие характеристики его психической конституции уже не соответствуют новым условиям его жизни и должны быть изменены, точнее, преодолены соответствующим воспитанием, диктует необходимость внедрения новых теоретических разработок и технологий формирования у человека особой внутренней силы, способной радикально изменить мир, в котором он живет, инициировать развитие природовосстановительных процессов, переориентировать их со стихийной природопреобразовательной деятельности на управляемую экоразвитием. В качестве такой силы выступают духовные потребности в здоровом образе жизни, которые представляют собой идеальный комплекс нравственных норм общежития, способствующих возможно более полной самореализации человека в соответствии с общими закономерностями коэволюции (соразвития) человека, общества и природы. В настоящее время разумные духовные потребности становятся не только целью, но и средством динамичного и устойчивого развития общества, ибо в них заложены мотив самосовершенствования личности, механизм определения места и роли создаваемой среды обитания и стимулы поиска путей разрешения локальных и глобальных проблем.
Таким образом, важным концептуальным положением социального развития сегодня является требование устойчивого развития и здорового образа жизни, которое детерминирует систему образования в контексте нового гуманизма: она должна пополнить содержание духовных потребностей человека для обеспечения возможности экологизации человека и общества. Основополагающим здесь является принцип ведущей роли сознания. Воспитываемая в условиях здорового образа жизни личность становится полноценно самодетерминирующимся субъектом, сознательно формирующим и развивающим себя.