На фоне успешной борьбы с большинством инфекционных заболеваний бактериальная инфекция на современном этапе выглядит недостаточно изученной и представляет трудности для диагностики и лечения. Внехромосомные генетические элементы, способные к автономной репликации плазмиды, могут содержать от одной до нескольких сотен тысяч нуклеотидных пар. В состав плазмидной ДНК входят гены, регулирующие репликацию, мутагенез, а также важные для клиницистов признаки патогенность, вирулентность и антибиотикоустойчивость бактериальных клеток. Плазмидная ДНК может находиться в нескольких конформационных формах.
Материалы и методы: исследовали фрагмент ДНК плазмиды pUC19, выделенную из клеток E. coli HB101, обработанный рестриктазами Alu I и Hind III, метка А* Hind III. Для получения чистой суперскрученной плазмидной ДНК были использованы методы Харди К., 1990.
Результаты: прямое действие ГНЛ на нуклеиновые кислоты (плазмидную ДНК и РНК) не приводит к изменению конформации или разрушению плазмидной ДНК. Действие БПеМП несколько изменяет конформацию ДНК, что приводит к обнаружению электрофоретического профиля только суперскрученной ДНК. Релаксированная кольцевая форма не обнаруживается в агарозном геле при проведении электрофореза. Совместное действие БПеМП и лазерного излучения обнаруживает некоторый антагонизм в их действии на нуклеиновые кислоты. На электрофореграмме будет хорошо виден яркий электрофоретический профиль плазмидной ДНК pUC19, который подобен электрофоретическому профилю плазмидной ДНК в контроле. Релаксированная форма ДНК не обнаруживается. По всей видимости, имеет место некоторый протекторный эффект лазерного излучения в отношении нуклеиновой кислоты, подвергнутой действию БПеМП. В присутствии фотосенсибилизатора метиленовой сини отмечается разрушение как плазмидной, так и рибонуклеиновой кислоты под действием лазерного излучения.