пах. В результате использования техник модерирования можно ожидать следующих результатов: принятие решения со стороны группы, повышение вовлечённости в процесс группового решения каждого члена группы, выработка групповых правил взаимодействия, совместное планирование дальнейшей деятельности, разработка предложений на их усовершенствование.
Одной из основных задач профессионального обучения в нашем институте высшего сестринского образования является повышение компетентности студентов через повышение компетентности преподавателей. Одна из основных функций компетенции оценочно-квалификационная, а не объясняющая, что предлагает наличие преподавателя, который наблюдает за тем, как индивидуум чувствует себя в различных ситуациях и может квалифицировать ту или иную его деятельность. При этом важно не наличие у индивида внутренней организации чего-либо, а возможность использования того, что есть.
Подобное представление о компетентности во многом совпадает с описанием роли преподавателя, работающего в режиме модерирования, который: содействует дискуссии в группе; оставляет принятие решения полностью на усмотрение группы; устраняет сам и помогает преодолеть барьеры в коммуникации; помогает сформулировать тему, проблему и т. п.; задаёт вопросы, но не даёт поучения; не соперничает с группой, не противопоставляет себя ей; наблюдает за психологическим климатом и корректирует его; помогает отличить факты от ощущений; не даёт оценок по содержанию и форме высказываний со стороны группы; действует гибко, в соответствии с ситуацией.
Преподаватель-модератор, как правило, обладает фасилитативным стилем общения. Этот стиль предполагает, что преподаватель обладает следующими качествами: нацелен на качество; поощряет способность студентов решать проблемы и принимать решения; возлагает ответственность на самих студентов; акцентирует доверие; использует взаимное обучение; работает с консенсусом; вовлекает группу в усовершенствование деятельности; использует мотивацию; призывает каждого подчинять свои личные потребности групповым. Совершенно очевидно, что фасилитаторами не рождаются, ими становятся в процессе обучения. Уровень овладения фасилитативным стилем ведения занятия может являться одним из показателей уровня компетентности преподавателя и его способности к повышению уровня компетентности студентов.
На разных этапах занятия в соответствии с его целью могут быть использованы различные методы модерирования. Ответ с помощью одного балла используется для выявления настроения, ожидания, позиции, догадки. Ответ с помощью нескольких баллов используется для определения приоритетов, порядка решения проблем. Открытые ответы используются при сборе проблем, тем, идей, предложений относительного решения проблем.
Ответы с помощью карточек используются для выявления и сбора проблем, тем, ожиданий, идей и гарантируют анонимность. Анализ и предложения относительно решения проблемы используется для разъяснения и анализа проблемы, выявления причин и поиска возможных решений. Четыре поля используются для проявления возможного риска или конфликта при решение проблемы.
Таким образом, использование этих и других техник модерирования значительно повышает не только компетентность преподавателя, но и студентов. Освоить технологию модерирования может любой преподаватель после специального обучения. Несколько сложнее обстоит дело с принятием фасилитативного стиля общения, т.к. в большинстве своём учебный процесс строится на авторитарном стиле взаимодействия, где основной формой передачи информации является лекция, а, следовательно, активным участником процесса является преподаватель, студент же минимально включён в процесс на уровне механического фиксирования (слухового или визуального) информации, часто без осмысления и уж, конечно, без переработки и применения. Такой подход к обучению ограничивает возможности студентов в повышении уровня профессиональной компетентности, а фасилитативный стиль повышает их.