Рубеж XXXXI вв. - период культурного кризиса, эпоха столкновения и синтеза ряда идейных течений в контексте одной теоретической модели. Новые формации мысли ставят под вопрос всю историю идей: в частности методологию интерпретации текстов (как научных, так и литературных). Рассмотрение этой совокупности методов в общетеоретическом плане демонстрирует доминанту литературнофилософской мысли: взаимопроникновение теоретической и творческой эпистемы в господствующих познавательных концепциях.
Понятие «нелинейный текст» активно осваивается исследователями, формирующими линию применения этой категории в герменевтике и в анализе современного литературного процесса (исследователи выделяют три типа нелинейного текста, а именно: мо но кодовый, креолизованный и поликодовый текст). Происходит становление научной школы, изучающей проблему текстопорождения в данном аспекте. Однако сам термин «нелинейность», перешедший в сферу литературной теории из естественных наук отличается большой свободой толкований. В данной работе мы намерены несколько уточнить понятие «нелинейный текст», связанное с представлением о нелинейном мире в постнеклассической науке. Это понятие воспринимается пока как неясное и неточное, занимая при этом всё более значительное место в философской стратегии постструктурализма, в логике, в объяснительных схемах гуманитарных наук, в литературной теории и критике.
Нелинейную форму организации текстового материала в литературе обычно соотносят с представлениями о гипертексте, гипертекстуальности, гипертекстовости. Последние - опорные категории, характеризующие художественное произведение, несущие в себе черты интерактивности (комментарии, затекстовые ссылки, выход за пределы линейного повествования). Литература постмодернизма дает множество примеров такого рода повествовательных гипертекстовых техник. В качестве образца часто называются перенасыщенные внетекстовыми элементами (примечаниями, авторскими комментариями) роман М. Павича «Хазарский словарь» и «Бесконечный тупик» Д. Галковского Однако, явление «нелинейности» наличествует и в произведениях модернизма (А. Белый с его «Петербургом»), и в творчестве писателей советской эпохи (философский роман Л. Леонова «Дорога на Океан», созданный в 19331935 гг.).
Нелинейный текст - это текст, смысловые конструкции которого выстроены автором в виде ассоциативного массива. В свою очередь, сами смысловые конструкции могут быть расположены как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях общего смыслового контекста. Под вертикальными и горизонтальными плоскостями контекста произведения нужно понимать следующее: смысловые конструкты сюжетной линии всегда расположены вертикально и активны только в рамках художественного сюжета. Вертикальная плоскость это смысловые конструкты, не входящие в сюжетную модель текста, но представленные автором в тексте как комментарии. Такая модель получила многообразные отражения у А. Белого уже в самом начале романа сопровождающего описание кареты Аполлона Аполлоновича Аблеухова (сюжетная горизонталь): «Серый лакей поспешно хлопнул каретною дверцею») комментирующими замечаниями (авторская вертикаль) «... слушая издали мелодичный голос автомобильных рулад и нарастающий гул желтокрасных трамваев»: «Здесь, в самом начале, должен я прервать нить моего повествования, чтоб представить читателю местодействие одной драмы. Предварительно следует исправить вкравшуюся неточность: в ней повинен не автор, а авторское перо: в это время трамвай еще не бегал по городу: это был тысяча девятьсот пятый год» («Петербург». Гл. I.). Так отчётливо проявляется авторская ретроспективность, временное измерение текста, идентифицированное словами «каретною дверцею», «голос автомобильных рулад», «гул желтокрасных трамваев», «это был тысяча девятьсот пятый год».
Обусловленность присутствия горизонтальной плоскости контекста усилена такой теоретической доктриной структурализма (Ж. Деррида, М. Фуко), который, явившись в новом философском обличий, именуя себя постструктурализмом, дал связку понятий означающее - означаемое.
Комментарии составляют переменную, способную принимать разные значения в рамках одного текста. Классический (линейный) текст можно представить в виде симулякра (поскольку на протяжении всего текста отсутствуют авторские комментарии, что заставляет читателя воспринимать сюжетную линию как фантазию, несмотря на весь реализм места действия). Нелинейный текст (авторские комментарии или вертикальные плоскости) разрушает корпус симулякра: комментарий может принимать исключительно верные констатации фактов реального мира. Для комментария не имеет большого значения, насколько грамотным и логическим стало его проникновение в художественный текст. Важно, чтобы комментарий вошёл в текст посредством гипертекстуальности (смысловой ассоциативности).
В рамках изучения феномена нелинейного текста гипертекстуальность выступает в роли процедуры, обеспечивающей вхождение авторских комментариев в сюжетную линию текста, иными словами, играет роль связующего компонента между означающим и означаемым. Стоит отметить, что вышеописанный концепт, идёт вразрез с научным подходом, реализованным Ю. Кристевой, у которой принцип связующего принимает на себя процесс означивания (получивший название текстуальная продуктивность). Надо иметь в виду тот факт, что концепция, предложенная Ю. Кристевой, актуальна для электронных текстов (в том числе и художественных), где реализуются прямые ссылки на смысловые объекты (локальные и внешние). Модель Ю. Кристевой имеет вид: текст -> смысловой объект (абзац) -> лексическая единица (ссыпка, она же означающее) -> текст.
Необходимо сказать, что в американских теоретических работах отсутствуют категории «гипертекстуальность» и «гипертекст». В них активно используется выражение «неологизм Нельсона». Деконструктивистов можно по праву назвать пионерами в методологии исследования нелинейных текстов. Несмотря на то, что деконструктивизм превратился в философское ответвление постструктурализма и постмодернизма, он сформировал инструментарий деления художественного текста на смысловые компоненты с последующей их свободной интерпретацией (именуемой принципом обратной сборки). Такая практика разрушает метафизику текста, позволяя интерпретатору сменить классический подход (метафизический), на нелинейный подход (диалектический). Подобная стратегия, опираясь на интерпретацию архетипа как основы, выступающей первопричиной (авторских) комментариев, раскрывает генетический код текста. Нелинейность текста есть одна из хромосом (или признак, говоря языком постмодернизма) генетического кода текста.
Несмотря на многообразие идей интерпретации, доминантой неклассической эпохи в литературе остаются архетип (К.Г. Юнг, М. Фрай, Э. Нойманн, С. Аверинцев, М. Гаспаров, Г. Гачев, А. Большакова) и образ во всех своих измерениях. Как сильно не разрушался бы текст на смысловые корпускулы, он должен сохранять цельность своей логической конструкции. Текст вне логического начала и логического завершения превращается в набор бессвязных словесных манифестаций.