Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕЛИНЕЙНОСТЬ ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Дырдин А.А. Куранов А.О.

Рубеж XXXXI вв. - период культурно­го кризиса, эпоха столкновения и синтеза ряда идейных течений в контексте одной теоретиче­ской модели. Новые формации мысли ставят под вопрос всю историю идей: в частности методо­логию интерпретации текстов (как научных, так и литературных). Рассмотрение этой совокупно­сти методов в общетеоретическом плане демон­стрирует доминанту литературнофилософской мысли: взаимопроникновение теоретической и творческой эпистемы в господствующих позна­вательных концепциях.

Понятие «нелинейный текст» активно осваивается исследователями, формирующими линию применения этой категории в герменев­тике и в анализе современного литературного процесса (исследователи выделяют три типа не­линейного текста, а именно: мо но кодовый, креолизованный и поликодовый текст). Происходит становление научной школы, изучающей про­блему текстопорождения в данном аспекте. Од­нако сам термин «нелинейность», перешедший в сферу литературной теории из естественных наук отличается большой свободой толкований. В данной работе мы намерены несколько уточ­нить понятие «нелинейный текст», связанное с представлением о нелинейном мире в постнеклассической науке. Это понятие воспринима­ется пока как неясное и неточное, занимая при этом всё более значительное место в философ­ской стратегии постструктурализма, в логике, в объяснительных схемах гуманитарных наук, в литературной теории и критике.

Нелинейную форму организации тексто­вого материала в литературе обычно соотно­сят с представлениями о гипертексте, гипертекстуальности, гипертекстовости. Последние - опорные категории, характеризующие художе­ственное произведение, несущие в себе черты интерактивности (комментарии, затекстовые ссылки, выход за пределы линейного повество­вания). Литература постмодернизма дает мно­жество примеров такого рода повествователь­ных гипертекстовых техник. В качестве образца часто называются перенасыщенные внетексто­выми элементами (примечаниями, авторскими комментариями) роман М. Павича «Хазарский словарь» и «Бесконечный тупик» Д. Галковского Однако, явление «нелинейности» наличе­ствует и в произведениях модернизма (А. Бе­лый с его «Петербургом»), и в творчестве пи­сателей советской эпохи (философский роман Л. Леонова «Дорога на Океан», созданный в 19331935 гг.).

Нелинейный текст - это текст, смысло­вые конструкции которого выстроены автором в виде ассоциативного массива. В свою очередь, сами смысловые конструкции могут быть рас­положены как в вертикальной, так и в горизон­тальной плоскостях общего смыслового кон­текста. Под вертикальными и горизонтальными плоскостями контекста произведения нужно по­нимать следующее: смысловые конструкты сю­жетной линии всегда расположены вертикально и активны только в рамках художественного сю­жета. Вертикальная плоскость это смысловые конструкты, не входящие в сюжетную модель текста, но представленные автором в тексте как комментарии. Такая модель получила многооб­разные отражения у А. Белого уже в самом на­чале романа сопровождающего описание каре­ты Аполлона Аполлоновича Аблеухова (сюжет­ная горизонталь): «Серый лакей поспешно хлоп­нул каретною дверцею») комментирующими за­мечаниями (авторская вертикаль) «... слушая издали мелодичный голос автомобильных ру­лад и нарастающий гул желтокрасных трамва­ев»: «Здесь, в самом начале, должен я прервать нить моего повествования, чтоб представить читателю местодействие одной драмы. Пред­варительно следует исправить вкравшуюся не­точность: в ней повинен не автор, а авторское перо: в это время трамвай еще не бегал по го­роду: это был тысяча девятьсот пятый год» («Петербург». Гл. I.). Так отчётливо проявляет­ся авторская ретроспективность, временное из­мерение текста, идентифицированное словами «каретною дверцею», «голос автомобильных ру­лад», «гул желтокрасных трамваев», «это был тысяча девятьсот пятый год».

Обусловленность присутствия горизон­тальной плоскости контекста усилена такой тео­ретической доктриной структурализма (Ж. Деррида, М. Фуко), который, явившись в новом фи­лософском обличий, именуя себя постструкту­рализмом, дал связку понятий означающее - означаемое.

Комментарии составляют переменную, способную принимать разные значения в рам­ках одного текста. Классический (линейный) текст можно представить в виде симулякра (по­скольку на протяжении всего текста отсутству­ют авторские комментарии, что заставляет чита­теля воспринимать сюжетную линию как фанта­зию, несмотря на весь реализм места действия). Нелинейный текст (авторские комментарии или вертикальные плоскости) разрушает корпус си­мулякра: комментарий может принимать исклю­чительно верные констатации фактов реального мира. Для комментария не имеет большого зна­чения, насколько грамотным и логическим ста­ло его проникновение в художественный текст. Важно, чтобы комментарий вошёл в текст по­средством гипертекстуальности (смысловой ас­социативности).

В рамках изучения феномена нелинейно­го текста гипертекстуальность выступает в роли процедуры, обеспечивающей вхождение автор­ских комментариев в сюжетную линию текста, иными словами, играет роль связующего компо­нента между означающим и означаемым. Сто­ит отметить, что вышеописанный концепт, идёт вразрез с научным подходом, реализованным Ю. Кристевой, у которой принцип связующе­го принимает на себя процесс означивания (по­лучивший название текстуальная продуктив­ность). Надо иметь в виду тот факт, что кон­цепция, предложенная Ю. Кристевой, актуаль­на для электронных текстов (в том числе и худо­жественных), где реализуются прямые ссылки на смысловые объекты (локальные и внешние). Модель Ю. Кристевой имеет вид: текст -> смысловой объект (абзац) -> лексическая еди­ница (ссыпка, она же означающее) -> текст.

Необходимо сказать, что в американских теоретических работах отсутствуют категории «гипертекстуальность» и «гипертекст». В них активно используется выражение «неологизм Нельсона». Деконструктивистов можно по пра­ву назвать пионерами в методологии исследова­ния нелинейных текстов. Несмотря на то, что деконструктивизм превратился в философское от­ветвление постструктурализма и постмодерниз­ма, он сформировал инструментарий деления художественного текста на смысловые компо­ненты с последующей их свободной интерпре­тацией (именуемой принципом обратной сбор­ки). Такая практика разрушает метафизику тек­ста, позволяя интерпретатору сменить классиче­ский подход (метафизический), на нелинейный подход (диалектический). Подобная стратегия, опираясь на интерпретацию архетипа как осно­вы, выступающей первопричиной (авторских) комментариев, раскрывает генетический код текста. Нелинейность текста есть одна из хро­мосом (или признак, говоря языком постмодер­низма) генетического кода текста.

Несмотря на многообразие идей интер­претации, доминантой неклассической эпо­хи в литературе остаются архетип (К.Г. Юнг, М. Фрай, Э. Нойманн, С. Аверинцев, М. Гаспаров, Г. Гачев, А. Большакова) и образ во всех своих измерениях. Как сильно не разру­шался бы текст на смысловые корпускулы, он должен сохранять цельность своей логической конструкции. Текст вне логического начала и логического завершения превращается в набор бессвязных словесных манифестаций.


Библиографическая ссылка

Дырдин А.А., Куранов А.О. НЕЛИНЕЙНОСТЬ ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 123-125;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26234 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674