В условиях глобализации мирового сообщества и интеграции России в различные международные и европейские социоэкономические и гуманитарноправовые организации наиболее перспективна стратегия модернизации вузовского образования посредством его развития в контексте Болонского процесса, открывающего новые возможности для формирования креативной и конкурентоспособной личности полипрофессионального специалиста современного типа. Тем самым реализация функциональных требований Болонского процесса и их научное обеспечение (в т.ч. рефлексивнопедагогическое и рефлексивнопсихологическое) служат конструктивными социокультурными факторами модернизации современного инновационного образования. Эта модернизация осуществляется путем введения бакалавриата (4 года обучения), магистратуры (2 года обучения), а также усовершенствования на этой базе докторантуры, аспирантуры и даже довузовской подготовки. Пионером подобной модернизации в России является Госуниверситет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), недавно завоевавшая статус Национального исследовательского университета при Правительстве Российской Федерации.
Подготовка школьников к получению профессионального образования начинается с их обучения на подготовительных курсах, в т.ч. на факультете довузовской подготовки ГУ ВШЭ, где также организовано подготовительное отделение для поступающих в магистратуру, которым нам читаются курсы «Общая психология» и «История психологии».
С учетом требований Болонского процесса обучение в бакалавриате и в магистратуре ГУ ВШЭ строится по модульной системе: учебный год состоит из 4х модулей. Обучение по каждой дисциплине профессиональным компетенциям осуществляется по оригинальным учебным программам с применением инновационных образовательных технологий. Они разрабатываются преподавателями ВШЭ на основе базовых учебников и новейших учебных пособий с учетом как инновационной специфики модернизируемого высшего профессионального образования, так и нормативных требований государственных образовательных стандартов. В течение каждого модуля по всем изучаемым дисциплинам учащиеся пишут на выбираемую ими тему информативный реферат (работая с источниками) и творческое эссе (обобщая свой анализ изучаемой проблематики). Результаты обучения оцениваются интегрально. В рассчитываемую по специальной формуле интегральную итоговую оценку (по 5ти и 10тибалльной системе) усвоения знаний по изучаемому предмету входят частные оценки работы студентов на семинарских и практических занятиях, результатов за рефераты и эссе, зачеты и экзамены. Итоговые оценки по предметам и за курсовую работу, а также результаты тестирования суммируются, что объективно определяет рейтинг каждого студента.
Помимо базовых - для каждой специальности - дисциплин студентам дополнительно предлагаются различные предметы по выбору, отражающие новейшие достижения современной науки и социальной практики. Так, например, при чтении базовых курсов «Общая психология» в бакалавриате и «Социальная психология» в магистратуре Факультета государственного и муниципального управления ГУ ВШЭ нами дополнительно включались разделы: соответственно - «Рефлексивная психология личности и ролевое поведение» и «Профессиональная деятельность в системах рефлексивного управления», т.к. студентам на этом факультете предлагались на выбор различные (в т.ч. рефлексивные) курсы по проблемам современного менеджмента, социального управления и модернизации государственной службы.
Профессиональноисследовательские компетенции студенты приобретают в процессе подготовки курсовых и дипломных работ, а также участвуя в научноприкладных исследованиях и практикоориентированных проектах, разрабатываемых преподавателями и учеными ВШЭ и сотрудничающими с ними специалистами госучреждений и коммерческих фирм. Так, например, в рамках проводимых научной школой рефлексивной психологии и рефлексивной акмеологии (И.Н. Семенов, 1990, 2000, 2009) прикладных исследований нами со студентами (Е.П. Аткишкиной, А.С. Елисеенко, Г.Н. Колосовым, В.П. Пустобаевым) и аспирантами (М.Ю. Дударевой, К.А. Казбековым, К.С. Серегиным) факультета психологии ГУ ВШЭ опубликован ряд работ по изучению рефлексивности личностнопрофессионального целеополагания индивидуальности в процессе учебнопрофессиональной деятельности учащихся вузов.
Модернизация образования в рамках Болонского процесса не сводится лишь к приведению обучения к его нормативной социальноюридической регламентации и учебнометодической стандартизации. При этом важно создать на базе Болонской хартии такое образовательное пространство, которое обеспечило бы профессиональнотворческое развитие компетентной, конкурентоспособной личности, самостоятельно ориентирующейся в современном сложном мире, осознанно выбирающей траекторию своего обучения и карьерного роста, свободно реализующей свой знаниевый и креативный потенциал как в европейском образовательном пространстве, так и на рынке труда стран нашего континента. Для того, чтобы стать конкурентоспособным специалистом студенту и магистранту необходимо не только наращивание профессиональных знаний (образование, опыт), но и развитие рефлексивнотворческого потенциала личности (И.Н. Семенов, 2009).
Рефлексивность заключается как в осмысленности деяний человека в контексте его существования (путем замыкания всех актов поведения и деятельности на ценности целостного самовыражения и самореализации «я» в культурносимволическом пространстве социального бытия), так и в осознанности действий и процедур путем размыкания человеком своего поведения и деятельности на их основания и средства, которые постоянно развиваются в ходе общественноисторического прогресса. В целях активизации этих процессов мы разработали учебнометодический комплекс по развитию рефлексивнотворческого потенциала студентов ВШЭ. Эта интеграция обеспечивается не только системой организационных мер (введение бакалавриата и магистратуры, модернизация качества обучения, разработка рейтинговых и тестовых критериев оценки, развитие самоуправления и творческой самодеятельности студентов, обеспечение их включенности в конкретные исследования, а также направление на стажировки в зарубежные вузы и т.д.), но и построением новых учебных планов, программ и реализующих их предметноинформационных и рефлексивноинновационных образовательных технологий.
В этом социокультурном контексте мы разработали для бакалавриата программы курсов «История психологии» и «Рефлексивная психология». Преподаваемая в них тематика затем углубляется в магистратуре на курсах «Актуальные и теоретические проблемы современной психологии» и «Психология рефлексии личности», а также в интегральном курсе аспирантуры «История науки - история психологии» как специальной дисциплины (входящей в кандидатский минимум), изучение которой аспирантами сопровождается семинарами по рефлексивной методологии современного научного (в т.ч. психологического) исследования (Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов, B.C. Швырев, 1996).
Аналогично строились курсы «Рефлексивная акмеология» и «Рефлексивнопрогностические технологии», читаемые нами в Российской академии госслужбы (РАГС) при развитии в ней инновационного специалитета («Естественнонаучные основы психологии») и магистратуры («Теоретическая психология и акмеология», «Естественнонаучные проблемы акмеологии»), а также при повышении квалификации госслужащих в системе их дополнительного профессионального образования («Рефлексивнопрогностические технологии»). Важной диагностикоинтенциональной составляющей обучения указанным курсам является самостоятельная работа учащихся по определению их знаниевых компетенций в процессе рефлексивноаналитической работы с понятийным аппаратом изучаемых дисциплин, а также проведение семинаров в дискуссионноигровой форме рефлексивного диалога преподавателя и студентов и рефлеполилога между ними, в т.ч. на предмет обсуждения их самостоятельных творческих работ (курсовых, рефератов, эссе, докладов, тезисов, публикаций). Все эти инновационные рефлетехнологии активизируют развитие рефлексивнотворческого потенциала учащихся, способствуя развитию не только их знаниевых компетенций, но и общих способностей и рефлексивнокреативной культуры.
Эти рефлетехнологии являлись важными социокультурными факторами модернизации образовательных систем, т.к. способствовали развитию их инновационности. Указанные оригинальные методы применялись в совместных разработках (с В.Г. Аникиной, И.В. Байер, И.М. Войтик, Г.И. Давыдовой, О.И. Лаптевой, М.И. Найденовым, Г.Ф. Похмелкиной, Ю.А. Репецким, СЮ. Степановым и др.) в различных ситуациях: организации группового поиска решении практических задач, обеспечения акмеологических условий для личностного и профессионального роста учащихся, госслужащих, педагогов школ и вузов, а также при разработке проектов развития ряда аспектов школьного, досуговодополнительного, спортивнотехнического и профессионального образования. Таким образом, использование этих рефлетехнологии в контексте Болонского процесса, создает необходимые рефлексивнопедагогические условия для формирования конкурентоспособной личности современного специалиста, что служит конструктивными социокультурными факторами развития инновационного образования. (При поддержке гранта Научного фонда ГУ ВШЭ «Социокультурные и рефлексивнопсихологические факторы развития инновационного образования» №10080019).
Список литературы
1. Алексеев Н.Г. Философия образования /Н.Г. Алексеев,И.Н. Семенов, B.C. Швырев // Высшее образование в России. - 1996. - №3.
2. Лаптева О.И. Рефлексивное мышление педагогов / О.И. Лаптева, И.М. Войтик, И.Н. Семенов. - Омск: ООИПКРО. - 2003.
3. Семенов И.Н. Психологоакмеологические проблемы развития рефлексивнотворческого потенциала / И.Н. Семенов // Акмеология. - 2009. - № 3.
4. Семенов И.Н. Развитие психологии мышления, рефлексии и познавательной активности / И.Н. Семенов. - М.Воронеж: МОДЭК. - 2000.
5. Семенов И.Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики / Семенов И.Н. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. № 3.