Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЭКОНОМИКИ

Семенов И.Н.

В условиях глобализации мирового сооб­щества и интеграции России в различные между­народные и европейские социоэкономические и гуманитарноправовые организации наибо­лее перспективна стратегия модернизации ву­зовского образования посредством его развития в контексте Болонского процесса, открывающе­го новые возможности для формирования креа­тивной и конкурентоспособной личности полипрофессионального специалиста современного типа. Тем самым реализация функциональных требований Болонского процесса и их научное обеспечение (в т.ч. рефлексивнопедагогическое и рефлексивнопсихологическое) служат кон­структивными социокультурными факторами модернизации современного инновационного образования. Эта модернизация осуществляет­ся путем введения бакалавриата (4 года обуче­ния), магистратуры (2 года обучения), а также усовершенствования на этой базе докторанту­ры, аспирантуры и даже довузовской подготов­ки. Пионером подобной модернизации в России является Госуниверситет - Высшая школа эко­номики (ГУ ВШЭ), недавно завоевавшая статус Национального исследовательского университе­та при Правительстве Российской Федерации.

Подготовка школьников к получению профессионального образования начинается с их обучения на подготовительных курсах, в т.ч. на факультете довузовской подготовки ГУ ВШЭ, где также организовано подготовительное отде­ление для поступающих в магистратуру, кото­рым нам читаются курсы «Общая психология» и «История психологии».

С учетом требований Болонского процес­са обучение в бакалавриате и в магистратуре ГУ ВШЭ строится по модульной системе: учебный год состоит из 4х модулей. Обучение по каждой дисциплине профессиональным компетенциям осуществляется по оригинальным учебным программам с применением инновационных обра­зовательных технологий. Они разрабатываются преподавателями ВШЭ на основе базовых учеб­ников и новейших учебных пособий с учетом как инновационной специфики модернизируемого высшего профессионального образования, так и нормативных требований государственных обра­зовательных стандартов. В течение каждого мо­дуля по всем изучаемым дисциплинам учащие­ся пишут на выбираемую ими тему информатив­ный реферат (работая с источниками) и творче­ское эссе (обобщая свой анализ изучаемой про­блематики). Результаты обучения оцениваются интегрально. В рассчитываемую по специаль­ной формуле интегральную итоговую оценку (по 5ти и 10тибалльной системе) усвоения знаний по изучаемому предмету входят частные оцен­ки работы студентов на семинарских и практи­ческих занятиях, результатов за рефераты и эссе, зачеты и экзамены. Итоговые оценки по предме­там и за курсовую работу, а также результаты те­стирования суммируются, что объективно опре­деляет рейтинг каждого студента.

Помимо базовых - для каждой специ­альности - дисциплин студентам дополнитель­но предлагаются различные предметы по выбо­ру, отражающие новейшие достижения совре­менной науки и социальной практики. Так, на­пример, при чтении базовых курсов «Общая психология» в бакалавриате и «Социальная пси­хология» в магистратуре Факультета государ­ственного и муниципального управления ГУ ВШЭ нами дополнительно включались разделы: соответственно - «Рефлексивная психология личности и ролевое поведение» и «Профессио­нальная деятельность в системах рефлексивно­го управления», т.к. студентам на этом факульте­те предлагались на выбор различные (в т.ч. реф­лексивные) курсы по проблемам современного менеджмента, социального управления и модер­низации государственной службы.

Профессиональноисследовательские компетенции студенты приобретают в процессе подготовки курсовых и дипломных работ, а так­же участвуя в научноприкладных исследовани­ях и практикоориентированных проектах, разра­батываемых преподавателями и учеными ВШЭ и сотрудничающими с ними специалистами го­сучреждений и коммерческих фирм. Так, напри­мер, в рамках проводимых научной школой рефлексивной психологии и рефлексивной акмеологии (И.Н. Семенов, 1990, 2000, 2009) приклад­ных исследований нами со студентами (Е.П. Аткишкиной, А.С. Елисеенко, Г.Н. Колосовым, В.П. Пустобаевым) и аспирантами (М.Ю. Дударевой, К.А. Казбековым, К.С. Серегиным) факультета психологии ГУ ВШЭ опубликован ряд работ по изучению рефлексивности личностнопрофессионального целеополагания индивиду­альности в процессе учебнопрофессиональной деятельности учащихся вузов.

Модернизация образования в рамках Бо­лонского процесса не сводится лишь к приве­дению обучения к его нормативной социальноюридической регламентации и учебнометодической стандартизации. При этом важ­но создать на базе Болонской хартии такое обра­зовательное пространство, которое обеспечило бы профессиональнотворческое развитие ком­петентной, конкурентоспособной личности, са­мостоятельно ориентирующейся в современном сложном мире, осознанно выбирающей траек­торию своего обучения и карьерного роста, сво­бодно реализующей свой знаниевый и креатив­ный потенциал как в европейском образователь­ном пространстве, так и на рынке труда стран нашего континента. Для того, чтобы стать кон­курентоспособным специалистом студенту и магистранту необходимо не только наращива­ние профессиональных знаний (образование, опыт), но и развитие рефлексивнотворческого потенциала личности (И.Н. Семенов, 2009).

Рефлексивность заключается как в осмысленности деяний человека в контексте его существования (путем замыкания всех ак­тов поведения и деятельности на ценности це­лостного самовыражения и самореализации «я» в культурносимволическом пространстве соци­ального бытия), так и в осознанности действий и процедур путем размыкания человеком свое­го поведения и деятельности на их основания и средства, которые постоянно развиваются в ходе общественноисторического прогресса. В це­лях активизации этих процессов мы разработа­ли учебнометодический комплекс по развитию рефлексивнотворческого потенциала студентов ВШЭ. Эта интеграция обеспечивается не толь­ко системой организационных мер (введение ба­калавриата и магистратуры, модернизация каче­ства обучения, разработка рейтинговых и тестовых критериев оценки, развитие самоуправле­ния и творческой самодеятельности студентов, обеспечение их включенности в конкретные ис­следования, а также направление на стажировки в зарубежные вузы и т.д.), но и построением но­вых учебных планов, программ и реализующих их предметноинформационных и рефлексивноинновационных образовательных технологий.

В этом социокультурном контексте мы разработали для бакалавриата программы кур­сов «История психологии» и «Рефлексивная психология». Преподаваемая в них тематика за­тем углубляется в магистратуре на курсах «Акту­альные и теоретические проблемы современной психологии» и «Психология рефлексии лично­сти», а также в интегральном курсе аспиранту­ры «История науки - история психологии» как специальной дисциплины (входящей в канди­датский минимум), изучение которой аспиран­тами сопровождается семинарами по рефлексив­ной методологии современного научного (в т.ч. психологического) исследования (Н.Г. Алексе­ев, И.Н. Семенов, B.C. Швырев, 1996).

Аналогично строились курсы «Реф­лексивная акмеология» и «Рефлексивнопрогностические технологии», читаемые нами в Российской академии госслужбы (РАГС) при развитии в ней инновационного специалитета («Естественнонаучные основы психологии») и магистратуры («Теоретическая психология и акмеология», «Естественнонаучные пробле­мы акмеологии»), а также при повышении ква­лификации госслужащих в системе их допол­нительного профессионального образования («Рефлексивнопрогностические технологии»). Важной диагностикоинтенциональной состав­ляющей обучения указанным курсам является самостоятельная работа учащихся по опреде­лению их знаниевых компетенций в процессе рефлексивноаналитической работы с понятий­ным аппаратом изучаемых дисциплин, а также проведение семинаров в дискуссионноигровой форме рефлексивного диалога преподавателя и студентов и рефлеполилога между ними, в т.ч. на предмет обсуждения их самостоятельных твор­ческих работ (курсовых, рефератов, эссе, докладов, тезисов, публикаций). Все эти инновацион­ные рефлетехнологии активизируют развитие рефлексивнотворческого потенциала учащих­ся, способствуя развитию не только их знаниевых компетенций, но и общих способностей и рефлексивнокреативной культуры.

Эти рефлетехнологии являлись важны­ми социокультурными факторами модерниза­ции образовательных систем, т.к. способство­вали развитию их инновационности. Указанные оригинальные методы применялись в совмест­ных разработках (с В.Г. Аникиной, И.В. Бай­ер, И.М. Войтик, Г.И. Давыдовой, О.И. Лап­тевой, М.И. Найденовым, Г.Ф. Похмелкиной, Ю.А. Репецким, СЮ. Степановым и др.) в раз­личных ситуациях: организации группового по­иска решении практических задач, обеспечения акмеологических условий для личностного и профессионального роста учащихся, госслужа­щих, педагогов школ и вузов, а также при разра­ботке проектов развития ряда аспектов школь­ного, досуговодополнительного, спортивнотехнического и профессионального образования. Таким образом, использование этих рефлетех­нологии в контексте Болонского процесса, соз­дает необходимые рефлексивнопедагогические условия для формирования конкурентоспособ­ной личности современного специалиста, что служит конструктивными социокультурными факторами развития инновационного образо­вания. (При поддержке гранта Научного фон­да ГУ ВШЭ «Социокультурные и рефлексивнопсихологические факторы развития инноваци­онного образования» №10080019).

Список литературы

1.    Алексеев Н.Г. Философия образова­ния /Н.Г. Алексеев,И.Н. Семенов, B.C. Швырев // Высшее образование в России. - 1996. - №3.

2.    Лаптева О.И. Рефлексивное мышле­ние педагогов / О.И. Лаптева, И.М. Войтик, И.Н. Семенов. - Омск: ООИПКРО. - 2003.

3.    Семенов И.Н. Психологоакмеологические проблемы развития рефлексивнотворческого потенциала / И.Н. Семенов // Акмеология. - 2009. - № 3.

4.    Семенов И.Н. Развитие психологии мышления, рефлексии и познавательной ак­тивности / И.Н. Семенов. - М.Воронеж: МОДЭК. - 2000.

5.    Семенов И.Н. Развитие проблемати­ки рефлексии и ее изучение на факультете пси­хологии Высшей школы экономики / Семе­нов И.Н. // Психология. Журнал Высшей шко­лы экономики. 2007. № 3.


Библиографическая ссылка

Семенов И.Н. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЭКОНОМИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 78-80;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26202 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674