Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

Новая идеология образования предпола­гает совместную (педагога с обучаемым) твор­ческую деятельность, связанную как с постанов­кой цели, так и с пониманием учителем возмож­ностей ученика, не всегда осознающего пути достижения поставленной цели. Воспитатель­ная деятельность в этом случае направляется на создание условий для развития творческого по­тенциала как обучаемого, так и обучающего, как коллектива учащихся, так и отдельного субъек­та педагогического воздействия. Для этого педа­гог должен осознавать необходимость создания определенного эмоционального фона для педа­гогического воздействия на группу обучающих­ся. Он должен также отдавать себе отчет в индивидуальных особенностях личности отдель­ного студента, учитывая в ряду с другими фак­торами и такой, как свойственный каждой личности темп учебной работы, поскольку обучае­мый должен находиться в состоянии самосозна­ния, самоутверждения, самовоспитания, самоу­совершенствования.

Формируя навыки нормативного поведе­ния, педагог призван осуществлять педагогиче­скую поддержку, помня о том, что молодой че­ловек, совершая поступок, зачастую ошибается, а не нарушает с умыслом заведенный порядок. Получая поддержку педагога в форме регламентации поведения (традиционная форма), обуча­ющийся наращивает комплексы неудовлетво­ренности. Преодолевая возникшие трудности самостоятельно, он оказывается в условиях про­тивостояния «Я» реального и «Я» идеального, что способствует саморазвитию и самоопреде­лению его личности, что также нуждается в под­держке со стороны педагога.

Процесс самореализации студента как личности также нуждается в поддержке со сто­роны куратора, поскольку самореализация мо­лодого человека зачастую осуществляется на спонтанном и эмоциональном уровнях. Ситуа­ция оппозиции социализации и индивидуали­зации личности, контролируемая преподава­телем, приносит позитивные результаты в том случае, если оценивается «культурное значе­ние поступка, а не человека, его совершивше­го» (П. Блонский), если при этом педагог исхо­дит не из своих интересов (организация учебновоспитательного процесса), а из интересов обу­чаемых, выпадающих из процессов самореали­зации, самоопределения и саморазвития.

Социализация молодежи может осущест­вляться двумя путями: традиционным (норма­тивное воспитание) и гуманистическим (воспи­тание с учетом интересов и запросов личности обучаемого, его индивидуальных потребностей и возможностей). Избранный путь предполага­ет свои особые педагогические технологии, ко­торые различаются по формам работы и конеч­ному результату. Новая идеология образования требует, чтобы педтехнологии были личностно ориентированными и направленными на само­организацию личности в ее деятельности по об­ретению навыков осмысления основополагаю­щих принципов жизни, а не механического на­копления определенной суммы знаний и пове­денческих нормативов.

Педагогическая поддержка обучаемого может быть представлена следующими этапами: диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным. Каждый этап мо­жет иметь свою модель деятельности педагога.

Широкими возможностями воздействия на обучаемого обладает внеаудиторная воспита­тельная работа, которая допускает свободу вы­бора форм, средств, методов воздействия, но ре­зультаты которой отсрочены во времени, а пото­му достоинства и недостатки ее не всегда осознаются педагогом.

Коллективное творческое дело (КТД) может быть разной направленности, а пото­му решает различные задачи: общественнополитическое КТД в основе имеет моральнополитические аспекты воспитания; трудовые КТД в основе своей имеют ориентацию на фор­мирование трудовых навыков; Художествен­ное КТД ориентированы на художественноэстетическое творчество; спортивное КТД забо­тится о решении задач спортивного и оздорови­тельного характера. Воспитательные возможно­сти любого КТД проявляются наиболее эффек­тивно, если КТД составляют единство с други­ми средствами учебновоспитательной работы.

В условиях внеаудиторной работы со студентами могут быть особенно продуктив­ными такие виды, как тренинг общения, шоутехнологии, информационное зеркало. Тренинг общения, как утверждает С. Д. Поляков, позво­ляет участникам обрести позитивный коммуни­кативный опыт (опыт взаимоузнавания, взаимо­понимания, опыт поведения в проблемных ситуациях). Тренинге вые упражнения используются для различных целей, что проявляется на раз­ных этапах. Шоутехнологии (публичные кон­курсы, соревнования, КВН) дают опыт эмоцио­нального реагирования в культурных формах - опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности, а также способствуют про­явлению личностных качеств (артистические, организаторские, оформительские, идеологиче­ские). Не менее продуктивны и другие формы, которые готовят молодого человека к автоном­ному, нонконформистскому существованию, развивают способность независимо реализовывать свое жизненное предназначение, осущест­влять индивидуальный выбор (технология груп­повой проблемной работы). Список литературы

1.   Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. // Новые ценности образования. - Вып. 6. - М., 1996.

2.   Поляков, С. Д. Технологии воспитания: учебнометодическое пособие. -М, 2003.

3.   Смирнов, С.А. Педагогические тео­рии, системы, технологии. - М., 2001.