Новая идеология образования предполагает совместную (педагога с обучаемым) творческую деятельность, связанную как с постановкой цели, так и с пониманием учителем возможностей ученика, не всегда осознающего пути достижения поставленной цели. Воспитательная деятельность в этом случае направляется на создание условий для развития творческого потенциала как обучаемого, так и обучающего, как коллектива учащихся, так и отдельного субъекта педагогического воздействия. Для этого педагог должен осознавать необходимость создания определенного эмоционального фона для педагогического воздействия на группу обучающихся. Он должен также отдавать себе отчет в индивидуальных особенностях личности отдельного студента, учитывая в ряду с другими факторами и такой, как свойственный каждой личности темп учебной работы, поскольку обучаемый должен находиться в состоянии самосознания, самоутверждения, самовоспитания, самоусовершенствования.
Формируя навыки нормативного поведения, педагог призван осуществлять педагогическую поддержку, помня о том, что молодой человек, совершая поступок, зачастую ошибается, а не нарушает с умыслом заведенный порядок. Получая поддержку педагога в форме регламентации поведения (традиционная форма), обучающийся наращивает комплексы неудовлетворенности. Преодолевая возникшие трудности самостоятельно, он оказывается в условиях противостояния «Я» реального и «Я» идеального, что способствует саморазвитию и самоопределению его личности, что также нуждается в поддержке со стороны педагога.
Процесс самореализации студента как личности также нуждается в поддержке со стороны куратора, поскольку самореализация молодого человека зачастую осуществляется на спонтанном и эмоциональном уровнях. Ситуация оппозиции социализации и индивидуализации личности, контролируемая преподавателем, приносит позитивные результаты в том случае, если оценивается «культурное значение поступка, а не человека, его совершившего» (П. Блонский), если при этом педагог исходит не из своих интересов (организация учебновоспитательного процесса), а из интересов обучаемых, выпадающих из процессов самореализации, самоопределения и саморазвития.
Социализация молодежи может осуществляться двумя путями: традиционным (нормативное воспитание) и гуманистическим (воспитание с учетом интересов и запросов личности обучаемого, его индивидуальных потребностей и возможностей). Избранный путь предполагает свои особые педагогические технологии, которые различаются по формам работы и конечному результату. Новая идеология образования требует, чтобы педтехнологии были личностно ориентированными и направленными на самоорганизацию личности в ее деятельности по обретению навыков осмысления основополагающих принципов жизни, а не механического накопления определенной суммы знаний и поведенческих нормативов.
Педагогическая поддержка обучаемого может быть представлена следующими этапами: диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным. Каждый этап может иметь свою модель деятельности педагога.
Широкими возможностями воздействия на обучаемого обладает внеаудиторная воспитательная работа, которая допускает свободу выбора форм, средств, методов воздействия, но результаты которой отсрочены во времени, а потому достоинства и недостатки ее не всегда осознаются педагогом.
Коллективное творческое дело (КТД) может быть разной направленности, а потому решает различные задачи: общественнополитическое КТД в основе имеет моральнополитические аспекты воспитания; трудовые КТД в основе своей имеют ориентацию на формирование трудовых навыков; Художественное КТД ориентированы на художественноэстетическое творчество; спортивное КТД заботится о решении задач спортивного и оздоровительного характера. Воспитательные возможности любого КТД проявляются наиболее эффективно, если КТД составляют единство с другими средствами учебновоспитательной работы.
В условиях внеаудиторной работы со студентами могут быть особенно продуктивными такие виды, как тренинг общения, шоутехнологии, информационное зеркало. Тренинг общения, как утверждает С. Д. Поляков, позволяет участникам обрести позитивный коммуникативный опыт (опыт взаимоузнавания, взаимопонимания, опыт поведения в проблемных ситуациях). Тренинге вые упражнения используются для различных целей, что проявляется на разных этапах. Шоутехнологии (публичные конкурсы, соревнования, КВН) дают опыт эмоционального реагирования в культурных формах - опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности, а также способствуют проявлению личностных качеств (артистические, организаторские, оформительские, идеологические). Не менее продуктивны и другие формы, которые готовят молодого человека к автономному, нонконформистскому существованию, развивают способность независимо реализовывать свое жизненное предназначение, осуществлять индивидуальный выбор (технология групповой проблемной работы). Список литературы
1. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. // Новые ценности образования. - Вып. 6. - М., 1996.
2. Поляков, С. Д. Технологии воспитания: учебнометодическое пособие. -М, 2003.
3. Смирнов, С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2001.
Библиографическая ссылка
Перонкова Е.Б. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 77-78;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26201 (дата обращения: 21.11.2024).