Рефлексивнодеятельностная педагогика является одной из новаций человекознания рубежа XXXXI веков (Н.Г Алексеев,В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, И.С. Ладенко, В.В. Рубцов, И.Н. Семенов, Г.П. Щедровицкий и др.). Она возникла в результате взаимодействия общей педагогики (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, В.В. Столетов), педагогической психологии (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), рефлексивной психологии (И.Н. Семенов, СЮ. Степанов), рефлексивной акмеологии (О. С. Анисимов, А.А. Деркач, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов) и рефлексивной педагогики (Н.Г. Алексеев, О. С. Анисимов, И.М. Войтик, Б.З. Вульфов, В.В. Давыдов, ГИ. Давыдова, А.А. Деркач, СВ. Дмитриев, В.М. Дюков, Ю.Н. Кулюткин, О.И. Лаптева, С. Д. Неверкович, Я.А. Пономарев, Г.Ф. Похмелкина, Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов, ГС Сухобская, А.В. Сухорукое, В.Н. Харькин и др.).
В рамках рефлексивнодеятельностной педагогики особое внимание мы уделяем повышению квалификации учителей. С нашей точки зрения профессиональное развитие учителя происходит тогда, когда он находится по одну сторону со своими учащимися в образовательном пространстве, это единственной способ сберечь ощущение постоянного вызова и риска, не попасть в колею, в уже проторенную дорогу. Мы считаем, что движение по проторенным путям приводит к скуке, нежеланию учить и учиться и, в конце концов, к смерти вдохновения.
Таким образом, сторонники рефлексивнодеятельностной педагогики, подняли отнюдь не сиюминутные проблемы. В ее орбиту вошли многие идеи, которые задолго до них выдвигались различными философами, психологами, педагогами. Представители рефлексивнодеятельностной педагогики осознанно включились в широкий контекст мировой гуманитарной мысли.
Мы (И.Н. Семенов, В.М. Дюков, РВ. Шайхутдинова, 2008) сходимся на том, что ключевыми понятиями рефлексивнодеятельностной педагогики являются прежде всего перемены и рост, а также длительный и самомотивированный процесс трансформации личностного потенциала в действии. Это процесс не только профессионального, но и личностного совершенствования, основанного на саморефлексии.
Существующая система повышения квалификации учителей - это процесс, обязательный для освоения профессии, ограниченный во времени, имеющий внешний, заданный план, основанный на определенных умениях, приемах, направленный, так сказать, «сверху вниз». Он осуществляется под руководством экспертов и нацелен на конечный результат в виде сертификата.
Повышение квалификации в рамках методологии рефлексивнодеятельностной педагогики напротив, деятельность добровольная, долговременная, затрагивающая все личностные аспекты учителя и, что очень важно, основанная на внутренней мотивации, желании личностного роста. Она, следовательно, направлена «снизу вверх» и в ней важен не результат, а сам этот непрерывный процесс. Повышение квалификации в рамках методологии рефлексивнодеятельностной педагогики осуществляется среди равных себе, то есть среди коллег. Однако эти различия все же не следует воспринимать как исключительно полярные оппозиции.
Мы (И.Н. Семенов, В.М. Дюков, РВ. Шайхутдинова, 2006) выделили две модели рефлексивнодеятельностной педагогики: пессимистическую и оптимистическую.
Первая включает следующие стадии:
- разморозку - создание мотивации для самосовершенствования;
- перемену - развитие новых практик, базирующихся на вновь приобретенном опыте;
- повторную заморозку - стабилизацию измененного состояния в структуре личности.
Эта модель называется пессимистической, поскольку допускает стадию развития, на которой учитель вновь «закостеневает», уже интегрировав инновационный элемент.
Оптимистическую модель мы описываем метафорично. Она также включает три стадии:
- когда «джина выпускают из бутылки» - здесь происходит процесс развития критического мышления учителя, основанного на рефлексии;
- «исполнение четырех желаний»: профессионального успеха, отмеченных достижений, эффективности, признания у учащихся;
- «обретение волшебной палочки», дающей учителям такой полезный инструмент, как «исследовательская методология».
Повышение квалификации учителей на базе модели рефлексивнодеятельностной педагогики - один из самых ценных подходов, в нем заложен огромный практический потенциал. В актуальной научной жизни и самой учительской практике понятие рефлексивного обучения встречается сегодня все чаще и чаще.
Тем не менее, оно не всегда теоретически прояснено. Более того, предикат «рефлексивный» употребляется в методике направо и налево, характеризуя процесс, практику, стратегию, образование, педагогику, подготовку, элемент, действие, интеракцию и т.п.
Список литературы
1. Дюков В.М. Педагог- руководитель проектов: Модуль «Системный подход к проект ной деятельности педагога». Красноярск: ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. - 108 с.
2. Дюков В.М. Ключевые идеи и особенности инновационной адаптивной модели повышения квалификации профессорскопреподавательского состава ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева / Под редакцией И.Н. Семенова - Красноярск: РИО КГПУ, 2006. - 47 с.
3. Дюков В.М., Семенов И.Н. Педагогическая инноватика: Программы повышения квалификации профессорскопреподавательского состава. Часть П. - М: Маркет ДС Корпорейшн, 2007. -91 с.
4. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы: Монография. Красноярск: Красноярский писатель, 2010. - 400 с.
5. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивнодеятельностная педагогика: учитель для «Новой школы»: учебное пособие. Красноярск: Красноярский писатель, 2010. -300 с.
6. Семенов И.Н. Рефлексивная психология, акмеология и педагогика как средства возрождения образовательной системы. Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы / И.Н. Семенов. Материалы научнопрактической конференции 2425 апреля 2009 г. - М.: РАО АПСН, 2009. С. 338348.
7. Семенов И.Н. Рефлексивная психология и рефлексивная педагогика: принцип дополнительности в развитии творчества / И.Н. Семенов // Гуманизация образования. 2005. № 2. С. 5867.