Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛИ РЕФЛЕКСИВНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Дюков В.М. Семенов И.Н. Шайхутдинова Р.В.

Рефлексивнодеятельностная педаго­гика является одной из новаций человекознания рубежа XXXXI веков (Н.Г Алексеев,В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, И.С. Ладенко, В.В. Рубцов, И.Н. Семенов, Г.П. Щедровицкий и др.). Она возникла в результате взаимо­действия общей педагогики (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, В.В. Столетов), педагогической психологии (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талы­зина, Д.Б. Эльконин), рефлексивной психоло­гии (И.Н. Семенов, СЮ. Степанов), рефлек­сивной акмеологии (О. С. Анисимов, А.А. Деркач, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов) и рефлек­сивной педагогики (Н.Г. Алексеев, О. С. Ани­симов, И.М. Войтик, Б.З. Вульфов, В.В. Давы­дов, ГИ. Давыдова, А.А. Деркач, СВ. Дмитри­ев, В.М. Дюков, Ю.Н. Кулюткин, О.И. Лапте­ва, С. Д. Неверкович, Я.А. Пономарев, Г.Ф. По­хмелкина, Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов, ГС Сухобская, А.В. Сухору­кое, В.Н. Харькин и др.).

В рамках рефлексивнодеятельностной педагогики особое внимание мы уделяем повы­шению квалификации учителей. С нашей точ­ки зрения профессиональное развитие учителя происходит тогда, когда он находится по одну сторону со своими учащимися в образователь­ном пространстве, это единственной способ сбе­речь ощущение постоянного вызова и риска, не попасть в колею, в уже проторенную дорогу. Мы считаем, что движение по проторенным путям приводит к скуке, нежеланию учить и учиться и, в конце концов, к смерти вдохновения.

Таким образом, сторонники рефлексивнодеятельностной педагогики, подняли отнюдь не сиюминутные проблемы. В ее орбиту вошли мно­гие идеи, которые задолго до них выдвигались раз­личными философами, психологами, педагогами. Представители рефлексивнодеятельностной пе­дагогики осознанно включились в широкий кон­текст мировой гуманитарной мысли.

Мы (И.Н. Семенов, В.М. Дюков, РВ. Шайхутдинова, 2008) сходимся на том, что ключевыми понятиями рефлексивнодеятельностной педагогики являются прежде всего перемены и рост, а также длительный и самомотивированный процесс трансформации личностного потенциала в действии. Это про­цесс не только профессионального, но и лич­ностного совершенствования, основанного на саморефлексии.

Существующая система повышения квали­фикации учителей - это процесс, обязательный для освоения профессии, ограниченный во времени, имеющий внешний, заданный план, осно­ванный на определенных умениях, приемах, на­правленный, так сказать, «сверху вниз». Он осу­ществляется под руководством экспертов и наце­лен на конечный результат в виде сертификата.

Повышение квалификации в рамках ме­тодологии рефлексивнодеятельностной педа­гогики напротив, деятельность добровольная, долговременная, затрагивающая все личност­ные аспекты учителя и, что очень важно, осно­ванная на внутренней мотивации, желании личностного роста. Она, следовательно, направлена «снизу вверх» и в ней важен не результат, а сам этот непрерывный процесс. Повышение квали­фикации в рамках методологии рефлексивнодеятельностной педагогики осуществляется среди равных себе, то есть среди коллег. Одна­ко эти различия все же не следует воспринимать как исключительно полярные оппозиции.

Мы (И.Н. Семенов, В.М. Дюков, РВ. Шайхутдинова, 2006) выделили две моде­ли рефлексивнодеятельностной педагогики: пессимистическую и оптимистическую.

Первая включает следующие стадии:

  1. разморозку - создание мотивации для самосовершенствования;
  2. перемену - развитие новых практик, базирующихся на вновь приобретенном опыте;
  3. повторную заморозку - стабилизацию измененного состояния в структуре личности.

Эта модель называется пессимистиче­ской, поскольку допускает стадию развития, на которой учитель вновь «закостеневает», уже интегрировав инновационный элемент.

Оптимистическую модель мы описываем метафорично. Она также включает три стадии:

  1. когда «джина выпускают из бутылки» - здесь происходит процесс развития критического мышления учителя, основанного на рефлексии;
  2. «исполнение четырех желаний»: про­фессионального успеха, отмеченных достиже­ний, эффективности, признания у учащихся;
  3. «обретение волшебной палочки», даю­щей учителям такой полезный инструмент, как «исследовательская методология».

Повышение квалификации учителей на базе модели рефлексивнодеятельностной пе­дагогики - один из самых ценных подходов, в нем заложен огромный практический потенци­ал. В актуальной научной жизни и самой учи­тельской практике понятие рефлексивного обу­чения встречается сегодня все чаще и чаще.

Тем не менее, оно не всегда теоретически прояснено. Более того, предикат «рефлексив­ный» употребляется в методике направо и нале­во, характеризуя процесс, практику, стратегию, образование, педагогику, подготовку, элемент, действие, интеракцию и т.п.

Список литературы

1. Дюков В.М. Педагог- руководитель проектов: Модуль «Системный подход к проект ной деятельности педагога». Красноярск: ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. - 108 с.

2. Дюков В.М. Ключевые идеи и особенности инновационной адаптивной моде­ли повышения квалификации профессорскопреподавательского состава ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева / Под редакцией И.Н. Семе­нова - Красноярск: РИО КГПУ, 2006. - 47 с.

3.  Дюков В.М., Семенов И.Н. Педагогиче­ская инноватика: Программы повышения квали­фикации профессорскопреподавательского со­става. Часть П. - М: Маркет ДС Корпорейшн, 2007. -91 с.

4.  Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутди­нова Р.В. Рефлексивный коучинг: концепты, тех­нологии, программы: Монография. Красноярск: Красноярский писатель, 2010. - 400 с.

5.  Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхут­динова Р.В. Рефлексивнодеятельностная педа­гогика: учитель для «Новой школы»: учебное пособие. Красноярск: Красноярский писатель, 2010. -300 с.

6.  Семенов И.Н. Рефлексивная психо­логия, акмеология и педагогика как средства возрождения образовательной системы. Пути, средства, возможности модернизации образо­вательной системы / И.Н. Семенов. Материалы научнопрактической конференции 2425 апре­ля 2009 г. - М.: РАО АПСН, 2009. С. 338348.

7.  Семенов И.Н. Рефлексивная психоло­гия и рефлексивная педагогика: принцип допол­нительности в развитии творчества / И.Н. Се­менов // Гуманизация образования. 2005. № 2. С. 5867.


Библиографическая ссылка

Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. МОДЕЛИ РЕФЛЕКСИВНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 56-58;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26188 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674