Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Проблема охраны репродуктивного здоро­вья женщин, воспроизводства населения, сни­жения перинатальной и детской заболеваемости, смертности, рождения полноценного потомства имеет важное медицинское и социальное зна­чение. Так, ежегодно около 536 тыс. женщин во всем мире умирают от осложнений во время беременности или родов. Глобальный коэффи­циент материнской смертности, составивший 400 материнских смертей на 100 тыс. живорож­дений в 2005 году, остался почти неизменным с 1990 года [4]. Прогресс в снижении материн­ской заболеваемости и смертности зависит от доступности квалифицированной медицинской помощи и внедрения ранних и эффективных ме­тодов диагностики и лечения.

Занимая одно из ведущих мест в структуре экстрагенитальных заболеваний беременных гестационный пиелонефрит увеличивает риск преждевременных родов, плацентарной недо­статочности, преждевременного излития около­плодных вод и хориоамнионита [1, 2, 3, 5]. Что приводит к рождению недоношенных или функ­ционально незрелых детей, а также новорожден­ных с задержкой внутриутробного развития и признаками внутриутробной инфекции [1, 3, 6]. 0бсуждается роль ГП как одной из причин рож­дения детей с врожденными пороками развития, задержкой умственного развития и детским це­ребральным параличом [6].

Частота гестационного пиелонефрита коле­блется вдовольно широкихпределахи поданным различных авторов составляет от 2 до 20 % [5]. Для верификации диагноза «пиелонефрит» требуется комплекс клинических, лаборатор­ных и инструментальных методов исследова­ний. С одной стороны, вышеперечисленный набор методов не вызывает трудностей, в связи с своей доступностью. С другой стороны, от­мечается увеличение латентных форм пиело­нефрита у беременных, которые протекают без ярких клинических признаков и диагно­стируется уже при манифестации осложнений. В 18 % случаев ГП протекает стерто, когда только лабораторные методы исследований могут указать на наличие воспалительной ре­акции, а клинические признаки отсутствуют [1, 2, 5]. При этом риск развития неблагопри­ятных исходов беременности в сочетании с ГП не зависит от выраженности клинических признаков [5].

Целью нашей работы явилось определе­ние микробного пейзажа мочи беременных женщин с гестационным пиелонефритом. Био­материалы высевали на селективные среды: на среду Эндо и Плоскирева для выделения энтеробактерий, на желточносолевой агар для выделения стафилококков, на глюкозощелочной агар с добавлением 2, 3, 5 трифенилтетразолия хлорида и сульфат полимексина для выделения энтерококков, на среду Сабуро для выделения грибов. Посевы инкубировали при температуре 37 °С в микроаэрофильных условиях 2448 часов в зависимости от вида микроорганизма. Количество бактерий на 1 мл исследуемого материала подсчитывали по таблице Гольда. Идентификацию выделен­ных чистых культур проводили по морфоло­гическим, культуральным и биохимическим признакам.

Положительные результаты бактериологи­ческих посевов мочи у беременных с гестационным пиелонефритом были выявлены в 80 % случаев (82 из 103) случаев. В 15 случаях об­наружена смешанная флора. Видовой состав мочи был представлен следующим образом: Staphylococcus spp. 34,2 %, Streptococcus spp.5.1  %, Enterococcus spp 17,5 %, E.coli 18,5 %, Сandida albicans 13,4 %, Klebciella 4,1 %, прочие 7.1  %. У 21 из 103 беременных женщин с гестационным пиелонефритом микробная флора в моче не обнаружена.

Проведенные микробиологические анализы показали, что наиболее частыми возбудителями гестационного пиелонефрита явились: стафило­кокки, энтерококки и кишечная палочка высева­лись одинаково часто, несколько реже встреча­лась Сandida albicans.

Степень бактериальной обсемененности носила следующий характер: низкая (ме­нее и равное 103 КОЕ/мл) в 12,4%, умеренная (104 КОЕ/мл) 25,8 %, высокая (105 КОЕ/мл и бо­лее) 61,8 %.

Учитывая вышеперечисленное можно сде­лать следующие выводы:

1.  Ведущая роль в развитии гестационного пиелонефрита по данным микробиологиче­ского пейзажа принадлежит стафилококкам, энтерококкам и кишечной палочке, а в 15 слу­чаях обнаружены микробные ассоциации, что должно учитываться при проведении деэскалационной терапии беременным женщинам до получения результатов микробиологического исследования.

2.  У каждой пятой беременной женщины микробная флора в моче не высеяна при нали­чии комплекса клинических признаков гестационного пиелонефрита.

3.  В 13,4 % случаев обнаружена Candida albicans, вероятно, появление которой связано с иммунодефицитным состоянием в виду по­давления гуморального иммунитета прогесте­роном.

4.  Микробиологическое исследование мочи у беременных женщин в критические сроки раз­вития пиелонефрита может использоваться в качестве скринингового теста для повышения качества диагностики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гуртовой Б.Л., Емельянова А.И., Пустотина О. А. Инфекции мочевыводящих путей у беременных и родильниц // Трудный пациент. 2005.  № 9.  С. 2735.

2.  Данкович Н.А. Беременность и пиело­нефрит// Репрод здоровье женщины.  2005.№3.  С. 1013.

3. Кокая А.А., Добротина А.Ф., Егорова Н.А. Особенности фетоплацентарной системы и состояние плода у беременных с хроническим и
гестационным пиелонефритом // Вестн ВолГМУ  2003.  № 1.  С. 5155.

4.    Мировая статистика здравоохранения 2009 год. Всемирная организация здравоохранения.

5. Шехтман М. М. Руководство по экстрагенитальной патологии у беременных. Третье из дание.  М.: Триада, 2005.  816 с.

6.   O´Neill M.S., HertzPicciotto I., Pastore L.M.. Weatherley B.D. Have studies of urinarytract infection and preterm delivery used the most appropriate methods? // Paediatr. & Perinatal. Epidem.  2003.  Vol. 17.  P. 226233.