Проблема охраны репродуктивного здоровья женщин, воспроизводства населения, снижения перинатальной и детской заболеваемости, смертности, рождения полноценного потомства имеет важное медицинское и социальное значение. Так, ежегодно около 536 тыс. женщин во всем мире умирают от осложнений во время беременности или родов. Глобальный коэффициент материнской смертности, составивший 400 материнских смертей на 100 тыс. живорождений в 2005 году, остался почти неизменным с 1990 года [4]. Прогресс в снижении материнской заболеваемости и смертности зависит от доступности квалифицированной медицинской помощи и внедрения ранних и эффективных методов диагностики и лечения.
Занимая одно из ведущих мест в структуре экстрагенитальных заболеваний беременных гестационный пиелонефрит увеличивает риск преждевременных родов, плацентарной недостаточности, преждевременного излития околоплодных вод и хориоамнионита [1, 2, 3, 5]. Что приводит к рождению недоношенных или функционально незрелых детей, а также новорожденных с задержкой внутриутробного развития и признаками внутриутробной инфекции [1, 3, 6]. 0бсуждается роль ГП как одной из причин рождения детей с врожденными пороками развития, задержкой умственного развития и детским церебральным параличом [6].
Частота гестационного пиелонефрита колеблется вдовольно широкихпределахи поданным различных авторов составляет от 2 до 20 % [5]. Для верификации диагноза «пиелонефрит» требуется комплекс клинических, лабораторных и инструментальных методов исследований. С одной стороны, вышеперечисленный набор методов не вызывает трудностей, в связи с своей доступностью. С другой стороны, отмечается увеличение латентных форм пиелонефрита у беременных, которые протекают без ярких клинических признаков и диагностируется уже при манифестации осложнений. В 18 % случаев ГП протекает стерто, когда только лабораторные методы исследований могут указать на наличие воспалительной реакции, а клинические признаки отсутствуют [1, 2, 5]. При этом риск развития неблагоприятных исходов беременности в сочетании с ГП не зависит от выраженности клинических признаков [5].
Целью нашей работы явилось определение микробного пейзажа мочи беременных женщин с гестационным пиелонефритом. Биоматериалы высевали на селективные среды: на среду Эндо и Плоскирева для выделения энтеробактерий, на желточносолевой агар для выделения стафилококков, на глюкозощелочной агар с добавлением 2, 3, 5 трифенилтетразолия хлорида и сульфат полимексина для выделения энтерококков, на среду Сабуро для выделения грибов. Посевы инкубировали при температуре 37 °С в микроаэрофильных условиях 2448 часов в зависимости от вида микроорганизма. Количество бактерий на 1 мл исследуемого материала подсчитывали по таблице Гольда. Идентификацию выделенных чистых культур проводили по морфологическим, культуральным и биохимическим признакам.
Положительные результаты бактериологических посевов мочи у беременных с гестационным пиелонефритом были выявлены в 80 % случаев (82 из 103) случаев. В 15 случаях обнаружена смешанная флора. Видовой состав мочи был представлен следующим образом: Staphylococcus spp. 34,2 %, Streptococcus spp.5.1 %, Enterococcus spp 17,5 %, E.coli 18,5 %, Сandida albicans 13,4 %, Klebciella 4,1 %, прочие 7.1 %. У 21 из 103 беременных женщин с гестационным пиелонефритом микробная флора в моче не обнаружена.
Проведенные микробиологические анализы показали, что наиболее частыми возбудителями гестационного пиелонефрита явились: стафилококки, энтерококки и кишечная палочка высевались одинаково часто, несколько реже встречалась Сandida albicans.
Степень бактериальной обсемененности носила следующий характер: низкая (менее и равное 103 КОЕ/мл) в 12,4%, умеренная (104 КОЕ/мл) 25,8 %, высокая (105 КОЕ/мл и более) 61,8 %.
Учитывая вышеперечисленное можно сделать следующие выводы:
1. Ведущая роль в развитии гестационного пиелонефрита по данным микробиологического пейзажа принадлежит стафилококкам, энтерококкам и кишечной палочке, а в 15 случаях обнаружены микробные ассоциации, что должно учитываться при проведении деэскалационной терапии беременным женщинам до получения результатов микробиологического исследования.
2. У каждой пятой беременной женщины микробная флора в моче не высеяна при наличии комплекса клинических признаков гестационного пиелонефрита.
3. В 13,4 % случаев обнаружена Candida albicans, вероятно, появление которой связано с иммунодефицитным состоянием в виду подавления гуморального иммунитета прогестероном.
4. Микробиологическое исследование мочи у беременных женщин в критические сроки развития пиелонефрита может использоваться в качестве скринингового теста для повышения качества диагностики.
1. Гуртовой Б.Л., Емельянова А.И., Пустотина О. А. Инфекции мочевыводящих путей у беременных и родильниц // Трудный пациент. 2005. № 9. С. 2735.
2. Данкович Н.А. Беременность и пиелонефрит// Репрод здоровье женщины. 2005.№3. С. 1013.
3. Кокая А.А., Добротина А.Ф., Егорова Н.А. Особенности фетоплацентарной системы и состояние плода у беременных с хроническим и
гестационным пиелонефритом // Вестн ВолГМУ 2003. № 1.
С. 5155.
4. Мировая статистика здравоохранения 2009 год. Всемирная организация здравоохранения.
5. Шехтман М. М. Руководство по экстрагенитальной патологии у беременных. Третье из дание. М.: Триада, 2005. 816 с.
6. O´Neill M.S., HertzPicciotto I., Pastore L.M.. Weatherley B.D. Have studies of urinarytract infection and preterm delivery used the most appropriate methods? // Paediatr. & Perinatal. Epidem. 2003. Vol. 17. P. 226233.
Библиографическая ссылка
Бачева И.В. МИКРОБИОАОГИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ ВОЗБУДИТЕАЕЙ ГЕСТАИИОННОГО ПИЕАОНЕФРИТА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 11. – С. 88-89;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26129 (дата обращения: 21.11.2024).