Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF TUVA WITH FRONTIER REGIONS OF SIBERIA

Dabiev D.F. Lebedev V.I. Lebedev V.I.
Considered that there are greatly differents in the socialeconomic development among frontier regions. In spite of the the Siberia posses the richest natural resources, majority frontier regions are behind in its development in comparison with mediumrussian level. Tuva are behind in its socioeconomic activities in comparison with frontier regions. This is connected with complex problems of the economic development, the main from which emerges the relative transport disconnection, and absence of the large industrial firms, the agricultural orientation of the republic and other factors.

Проблемы развития приграничных тер­риторий в России всегда являлись одним из ключевых вопросов управления страной, более 50 % территории которой относятся к приграничным. В условиях глобализации нарастают интеграционные процессы, кото­рые могут иметь двоякое влияние на разви­тие страны: с одной стороны они являются факторами создания условий для развития наиболее конкурентных отраслей народно­го хозяйства (отрасли сырьевой специализа­ции), с другой стороны имеются определен­ные риски для развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, сельского хозяй­ства и др.

0собенно эта проблема актуальна для Сибири, которая не только обладает высо­кой экономической эффективностью ос­воения природных ресурсов, в том числе и минеральносырьевых, но и располагает сравнительно высоким производственным, научнотехническим и научнообразова­тельным потенциалом. Тем не менее, эконо­мическое развитие этой богатой территории сдерживается, главным образом, низкой плотностью населения, суровыми природ­ноклиматическими условиями, высокими транспортными затратами, обусловленные удаленностью Сибири как от Центральной части России, так и от промышленно разви­тых стран Европы и Азии, недостаточным уровнем развития транспортной инфра­структуры и другими факторами [1].

Существуют различные толкования тер­мина приграничные территории. Например, А. Г. Гранберг выделяет три уровня пригра­ничья [2, с. 332]:

1.   Макроуровень.

2.   Мезоуровень.

3.   Микроуровень.

В макроуровень включаются все реги­оны, имеющие выход к государственным границам. Административные районы при­граничных регионов, часть внешних границ которых совпадает с государственной гра­ницей, относят к мезоуровням приграничья. И наконец, к микроуровню относится при­граничная полоса, включающая населен­ные пункты, непосредственно выходящие на государственные границы.

Существуют различные подходы к выде­лению зон приграничья. А.Г. Гранберг так­же выделяет семь зон российского пригра­ничья [2, с. 335]: НорвежскоФинляндское (границы Норвегии, Финляндии, Швеции), Балтийское (границы с Эстонией, Латвией, Литвой), Белорусское, Украинское, Севе­роКавказское (границы с Грузией и Азербайжданом), Казахстанское, ВосточноСи­бирское (границы с Монголией, Китаем) и Дальневосточное (границы с Монголией, Китаем, КНДР, а также морские границы с Японией и США).

Если рассматривать Сибирь на макро­уровне, то в округе из 12 регионов 7 явля­ются приграничными: Республика Алтай,

Бурятия, Тыва, Алтайский и Забайкальский край, Новосибирская и Омская области. Из них Омская, Новосибирская области и Ал­тайский край относятся к Казахстанскому приграничью, Республики Алтай, Тыва, Бу­рятия и Забайкальский край  к Восточно­сибирскому.

Общая площадь вышеуказанных при­граничных регионов составляет около 30 % СФО, в которой живет половина населения федерального округа (табл. 1). Вклад при­граничных регионов Сибири (ПРС) в вало­вой региональный продукт СФО по данным 2007 г. составил 38,5 % или 1165,6 млрд руб.


Эти регионы значительно различаются по территории, составу населения, по уров­ню развития инфраструктуры, промышлен­ности, сельского хозяйства и, конечно, по показателям      социальноэкономического развития. Например, данные «Комплексной оценки уровня социальноэкономического развития регионов Российской Федерации в 2005 году» (далее «Комплексная оценка...») показывают, что из 7 приграничных регио­нов Сибири только 0мская область отне­сена к регионам с уровнем развития выше среднего, Новосибирская область  к реги­онам со средним уровнем развития, Алтай­ский край, Республика Алтай и Читинская область (Забайкальский край) отнесены к регионам с низким уровнем развития, Ре­спублика Бурятия и Тыва  к регионам с крайне низким уровнем развития. Учиты­вая, что в «Комплексной оценке...» между блоком «регионы со средним уровнем раз­вития» и блоком «регионы с низким уров­нем развития» предусмотрен блок «реги­оны с уровнем развития ниже среднего», очевиден значительный разрыв в социаль­ноэкономическом развитии регионов лиде­ров (0мской и Новосибирской областей) от других регионов ПРС.

Известно, что Сибирь располагает бога­тейшим природноресурсным потенциалом, уровень освоения которых значительно ниже, чем в других макрорегионах страны. «Комплексная оценка.» показывает, что большинство приграничных регионов Си­бири значительно отстает в своем развитии от других регионов.

Анализ данных табл. 1 показывает, что в целом, несмотря на значительный потен­циал развития, экономика ПРС имеет крен в сторону аграрного сектора и розничной торговли, в общем объеме промышленно­сти Сибири доля приграничных регионов составляет только 25,3 %. 0бщий уровень безработицы в ПРС в среднем выше ре­гионов СФ0, и колеблется от 6,6 % в Ал­тайском крае до 17,5 в Республике Тыва. Средняя номинальная заработная плата в ПРС несколько ниже в СФ0 и составила 10631,4 руб. в 2007 г.

0тметим, что негативные тенденции в экономике России более остро отразились на социальноэкономическом развитии уда­ленных от промышленно развитых центров регионов, в том числе и в приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока. Тува относится к одним из приграничных регионов Сибири, но в сравнении с ними здесь наблюдается сочетание слабого раз­вития инфраструктуры с недиверсифицированной структурой экономики, преоб­ладающую роль в которой играет сельское хозяйство, ведущая роль которой принадле­жит животноводству [5, 6].

По многим социальноэкономическим параметрам республика отстает от боль­шинства регионов Сибирского федерально­го округа и России. 0тносительно низкие стартовые условия, в которых находилась экономика Тувы в предреформенный пери­од, ошибки управления в плановый период, нарушение производственнотехнологи­ческих связей большинства предприятий и многие другие факторы привели к кри­зисной экономической ситуации. И даже несмотря на положительные тенденции в большинстве регионов Сибири в последние годы, статистические данные показывают, что Тува еще не вышла из затяжного кризи­са как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Наиболее наглядное представление о со­циальноэкономическом положении Респу­блики Тыва можно получить при сравнении основных макроэкономических показателей регионов Сибирского федерального окру­га, которые показывают, что для республи­ки характерны самые низкие показатели по объему промышленной продукции, выпуску сельскохозяйственной продукции, инвести­ций в основной капитал (см. табл. 1).

По объему производства промышлен­ной продукции на душу населения, респу­блика значительно отстает от средних по­казателей по стране и соседних регионов. Так, объем промышленной продукции, рас­считанный на душу населения отстает в 11,2 раз от данного показателя Сибирского федерального округа, в 22 раза от уровня Красноярского края и в 10,8 раз от уровня Республики Хакасия.

По объему сельского хозяйства Тува сто­ит на последнем месте среди регионов Си­бирского федерального округа и 58 место среди регионов России. Тем не менее, по по­казателю объема продукции сельского хозяй­ства на душу населения, который составил 12980 руб. в 2008 г., Тува стоит на седьмом месте, опережая такие регионы как Кемеров­ская и Иркутская области, республики Буря­тия и Хакасия, Забайкальский край

Для республики характерен высокий уровень общей безработицы, который по данным 2007 г. составил 17,5 %. Кроме того, регион по лидирует по уровню бедно­сти. Доля населения с доходом ниже вели­чины прожиточного минимума составляет по данным 38,7 %.

Республика Тыва является пригранич­ным регионом с комплексом нерешенных социальных и экономических проблем, главным из которых является относитель­ная транспортная изолированность респу­блики. Республика является одним из не­многих регионов в России, не имеющим железнодорожной связи с остальными ре­гионами страны. Кроме этого, в республике очень слабо развита автотранспортная сеть, доступность многих населенных пунктов в приграничных районах республики ограни­чена. Наиболее развиты в этом отношении приграничные районы, где проходит феде­ральная автотрасса М54.

Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры республики сказывается на относительно большем потреблении ав­томобильного топлива регионом, неболь­шому обороту розничной торговли, низкой конкурентоспособности товаров и услуг, небольшому объему внешнеэкономической торговли (табл. 2).


0сновным партнером республики по внешнеэкономической торговле выступа­ет Монголия, на долю которой приходится около 95 % экспортных и импортных опера­ций. Из соседней страны Тува импортирует в основном сельскохозяйственное сырье: мясо, шерсть, шкуры. В экспорте преобла­дают мука и макаронные изделия, экспор­тируется также незначительное количество транспортных средств. По данным 2008 г. внешнеторговый оборот сторон составил 7,4 млн. долл., в том числе экспорт  0,8 млн долл., импорт  6,6 млн долл. (см. табл. 2).

Таким образом, по основным экономи­ческим показателя республика значительно отстает от других приграничных регионов Сибири. Это связано с комплексом проблем развития экономики, главным из которых выступает транспортная изолированность, отсутствие крупных промышленных пред­приятий, сельскохозяйственная ориентация республики и другие факторы.

СПИС0К ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Стратегии макрорегионов России:методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г. Гранбер
га.  М.: Наука, 2004.  720 с.

2.    Гранберг А.Г. 0сновы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг; Гос. унт  Высшая школа экономи­ки.  4е изд.  М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.  495 с. (332 с.).

3.    «Социальноэкономическое положе­ние регионов РФ Сибирского федерального округа. Бюллетень за 2007 г.» (по каталогу №3.02.02) / Федеральная служба государ­ственной статистики. Территориальный ор­ган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва / Кызыл. 2008.  70 с.

4.   Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. /Росстат.  М., 2009.  С. 60, 586 (990 с.).

5.      Дабиев Д.Ф. Пространственный аспект минеральносырьевого потенциала районов Республики Тыва // Региональная экономика: теория и практика.  2010.№ 2.  С. 3642.

6. Дабиев Д.Ф. Анализ долгосроч­ных планов социальноэкономического развития Республики Тыва // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научноаналитический журнал.  2009.  №3  С. 346350.