Проблемы развития приграничных территорий в России всегда являлись одним из ключевых вопросов управления страной, более 50 % территории которой относятся к приграничным. В условиях глобализации нарастают интеграционные процессы, которые могут иметь двоякое влияние на развитие страны: с одной стороны они являются факторами создания условий для развития наиболее конкурентных отраслей народного хозяйства (отрасли сырьевой специализации), с другой стороны имеются определенные риски для развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, сельского хозяйства и др.
0собенно эта проблема актуальна для Сибири, которая не только обладает высокой экономической эффективностью освоения природных ресурсов, в том числе и минеральносырьевых, но и располагает сравнительно высоким производственным, научнотехническим и научнообразовательным потенциалом. Тем не менее, экономическое развитие этой богатой территории сдерживается, главным образом, низкой плотностью населения, суровыми природноклиматическими условиями, высокими транспортными затратами, обусловленные удаленностью Сибири как от Центральной части России, так и от промышленно развитых стран Европы и Азии, недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры и другими факторами [1].
Существуют различные толкования термина приграничные территории. Например, А. Г. Гранберг выделяет три уровня приграничья [2, с. 332]:
1. Макроуровень.
2. Мезоуровень.
3. Микроуровень.
В макроуровень включаются все регионы, имеющие выход к государственным границам. Административные районы приграничных регионов, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей, относят к мезоуровням приграничья. И наконец, к микроуровню относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственные границы.
Существуют различные подходы к выделению зон приграничья. А.Г. Гранберг также выделяет семь зон российского приграничья [2, с. 335]: НорвежскоФинляндское (границы Норвегии, Финляндии, Швеции), Балтийское (границы с Эстонией, Латвией, Литвой), Белорусское, Украинское, СевероКавказское (границы с Грузией и Азербайжданом), Казахстанское, ВосточноСибирское (границы с Монголией, Китаем) и Дальневосточное (границы с Монголией, Китаем, КНДР, а также морские границы с Японией и США).
Если рассматривать Сибирь на макроуровне, то в округе из 12 регионов 7 являются приграничными: Республика Алтай,
Бурятия, Тыва, Алтайский и Забайкальский край, Новосибирская и Омская области. Из них Омская, Новосибирская области и Алтайский край относятся к Казахстанскому приграничью, Республики Алтай, Тыва, Бурятия и Забайкальский край к Восточносибирскому.
Общая площадь вышеуказанных приграничных регионов составляет около 30 % СФО, в которой живет половина населения федерального округа (табл. 1). Вклад приграничных регионов Сибири (ПРС) в валовой региональный продукт СФО по данным 2007 г. составил 38,5 % или 1165,6 млрд руб.
Эти регионы значительно различаются по территории, составу населения, по уровню развития инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства и, конечно, по показателям социальноэкономического развития. Например, данные «Комплексной оценки уровня социальноэкономического развития регионов Российской Федерации в 2005 году» (далее «Комплексная оценка...») показывают, что из 7 приграничных регионов Сибири только 0мская область отнесена к регионам с уровнем развития выше среднего, Новосибирская область к регионам со средним уровнем развития, Алтайский край, Республика Алтай и Читинская область (Забайкальский край) отнесены к регионам с низким уровнем развития, Республика Бурятия и Тыва к регионам с крайне низким уровнем развития. Учитывая, что в «Комплексной оценке...» между блоком «регионы со средним уровнем развития» и блоком «регионы с низким уровнем развития» предусмотрен блок «регионы с уровнем развития ниже среднего», очевиден значительный разрыв в социальноэкономическом развитии регионов лидеров (0мской и Новосибирской областей) от других регионов ПРС.
Известно, что Сибирь располагает богатейшим природноресурсным потенциалом, уровень освоения которых значительно ниже, чем в других макрорегионах страны. «Комплексная оценка.» показывает, что большинство приграничных регионов Сибири значительно отстает в своем развитии от других регионов.
Анализ данных табл. 1 показывает, что в целом, несмотря на значительный потенциал развития, экономика ПРС имеет крен в сторону аграрного сектора и розничной торговли, в общем объеме промышленности Сибири доля приграничных регионов составляет только 25,3 %. 0бщий уровень безработицы в ПРС в среднем выше регионов СФ0, и колеблется от 6,6 % в Алтайском крае до 17,5 в Республике Тыва. Средняя номинальная заработная плата в ПРС несколько ниже в СФ0 и составила 10631,4 руб. в 2007 г.
0тметим, что негативные тенденции в экономике России более остро отразились на социальноэкономическом развитии удаленных от промышленно развитых центров регионов, в том числе и в приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока. Тува относится к одним из приграничных регионов Сибири, но в сравнении с ними здесь наблюдается сочетание слабого развития инфраструктуры с недиверсифицированной структурой экономики, преобладающую роль в которой играет сельское хозяйство, ведущая роль которой принадлежит животноводству [5, 6].
По многим социальноэкономическим параметрам республика отстает от большинства регионов Сибирского федерального округа и России. 0тносительно низкие стартовые условия, в которых находилась экономика Тувы в предреформенный период, ошибки управления в плановый период, нарушение производственнотехнологических связей большинства предприятий и многие другие факторы привели к кризисной экономической ситуации. И даже несмотря на положительные тенденции в большинстве регионов Сибири в последние годы, статистические данные показывают, что Тува еще не вышла из затяжного кризиса как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Наиболее наглядное представление о социальноэкономическом положении Республики Тыва можно получить при сравнении основных макроэкономических показателей регионов Сибирского федерального округа, которые показывают, что для республики характерны самые низкие показатели по объему промышленной продукции, выпуску сельскохозяйственной продукции, инвестиций в основной капитал (см. табл. 1).
По объему производства промышленной продукции на душу населения, республика значительно отстает от средних показателей по стране и соседних регионов. Так, объем промышленной продукции, рассчитанный на душу населения отстает в 11,2 раз от данного показателя Сибирского федерального округа, в 22 раза от уровня Красноярского края и в 10,8 раз от уровня Республики Хакасия.
По объему сельского хозяйства Тува стоит на последнем месте среди регионов Сибирского федерального округа и 58 место среди регионов России. Тем не менее, по показателю объема продукции сельского хозяйства на душу населения, который составил 12980 руб. в 2008 г., Тува стоит на седьмом месте, опережая такие регионы как Кемеровская и Иркутская области, республики Бурятия и Хакасия, Забайкальский край
Для республики характерен высокий уровень общей безработицы, который по данным 2007 г. составил 17,5 %. Кроме того, регион по лидирует по уровню бедности. Доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума составляет по данным 38,7 %.
Республика Тыва является приграничным регионом с комплексом нерешенных социальных и экономических проблем, главным из которых является относительная транспортная изолированность республики. Республика является одним из немногих регионов в России, не имеющим железнодорожной связи с остальными регионами страны. Кроме этого, в республике очень слабо развита автотранспортная сеть, доступность многих населенных пунктов в приграничных районах республики ограничена. Наиболее развиты в этом отношении приграничные районы, где проходит федеральная автотрасса М54.
Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры республики сказывается на относительно большем потреблении автомобильного топлива регионом, небольшому обороту розничной торговли, низкой конкурентоспособности товаров и услуг, небольшому объему внешнеэкономической торговли (табл. 2).
0сновным партнером республики по внешнеэкономической торговле выступает Монголия, на долю которой приходится около 95 % экспортных и импортных операций. Из соседней страны Тува импортирует в основном сельскохозяйственное сырье: мясо, шерсть, шкуры. В экспорте преобладают мука и макаронные изделия, экспортируется также незначительное количество транспортных средств. По данным 2008 г. внешнеторговый оборот сторон составил 7,4 млн. долл., в том числе экспорт 0,8 млн долл., импорт 6,6 млн долл. (см. табл. 2).
Таким образом, по основным экономическим показателя республика значительно отстает от других приграничных регионов Сибири. Это связано с комплексом проблем развития экономики, главным из которых выступает транспортная изолированность, отсутствие крупных промышленных предприятий, сельскохозяйственная ориентация республики и другие факторы.
СПИС0К ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегии макрорегионов
России:методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г. Гранбер
га. М.: Наука, 2004. 720 с.
2. Гранберг А.Г. 0сновы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг; Гос. унт Высшая школа экономики. 4е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 495 с. (332 с.).
3. «Социальноэкономическое положение регионов РФ Сибирского федерального округа. Бюллетень за 2007 г.» (по каталогу №3.02.02) / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва / Кызыл. 2008. 70 с.
4. Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. /Росстат. М., 2009. С. 60, 586 (990 с.).
5. Дабиев Д.Ф. Пространственный аспект минеральносырьевого потенциала районов Республики Тыва // Региональная экономика: теория и практика. 2010.№ 2. С. 3642.
6. Дабиев Д.Ф. Анализ долгосрочных планов социальноэкономического развития Республики Тыва // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научноаналитический журнал. 2009. №3 С. 346350.