Необходимо хорошо зарекомендовавшие себя формы, методы и приемы обучения дополнять новыми, более эффективными в обучении дисциплин.
К таким мы относим и использование в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП). А значит, современный магистр должен обладать соответствующими компетентностями, а задача высшего педагогического образования - подготовить такого специалиста.
Создание новой учебной литературы должно идти путем интеграции трех составляющих: учебной информации, дидактических инноваций, новых информационных технологий. Результатом этой интеграции должна быть качественно новая учебная продукция, в которой реализуется схема «информация + дидактические инновации + компьютер».
Назрела необходимость широкого внедрения учебников нового поколения, включающих инновационные образовательные технологии и ИКТ.
Учебник необходимо дополнить интерактивной составляющей, в результате чего должен формироваться принципиально новый вид учебно-методической продукции - учебник нового поколения.
Прогнозируемые педагогические свойства учебников нового поколения определили основные принципы, на которых должен базироваться процесс их проектирования: психолого-педагогические, общедидактические, методические, технологические.
Указанные принципы были положены в основу создания модели ЭОР НП, которые должны органически связаны с другими средствами обучения, образующими единый учебно-методический комплекс.
В работе [1] Е.А. Пичкуренко приведена структура модели технологического учебника и ее основные блоки: нормативная составляющая, теоретическая составляющая, методическая составляющая и технологическая составляющая.
Одной из важной задачей подготовки магистров является овладение ими ИКТ и ЭОР НП и умение их применять при изучении спецдисциплин, формирование у магистров соответствующих компетентностей.
Освоение ЭОР НП будет содействовать овладению магистрами следующими профессиональными компетенциями:
Общекультурных:
- потребность и способность к самообразованию и саморазвитию;
- готовность к использованию ИКТ в педагогической деятельности;
- готовность к творческой деятельности.
2. Методологических:
- готовность к организации целостного учебного процесса;
- готовность к инновационной деятельности в своей предметной области.
3. Предметно-ориентированных:
- готовность организовывать компьютерный эксперимент, исследовательскую работу.
На математическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета сформирована ИКТ насыщенная среда. Большой эффект дает использование электронных образовательных ресурсов в различных направлениях: в учебной деятельности, во внеурочное работе по дисциплинам, самостоятельной работе магистров, в написании магистерских диссертаций.
Совместно с магистрами физико-математического образования по направлению «Информационные технологии в физико-математическом образовании» нами осуществляется работы по разработке учебных курсов и учебных модулей, предполагающих подготовку магистров к использованию в своей профессиональной деятельности информационных и коммуникационных технологий.
Нами разработаны электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по дисциплинам «Биология с основами экологии», «Зоология беспозвоночных» и «Языки и методы программирования», электронные учебно-методические модули (ЭУММ) по дисциплинам «Основы линейного программирования» и «Математика», а также электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) по курсам «Социальная информатика», «ИКТ в управлении» и «Портальная технология в образовании».
Некоторые ЭОР НП регистрированы ФГУП НТЦ «Информрегистр» Депозитарий электронных изданий:
- Биология с основами экологии (Регистрационное свидетельство №18018 от 8 декабря 2009 г.)
- Языки и системы программирования (Регистрационное свидетельство №18546 от 1 марта 2010 г.)
- Математика (Регистрационное свидетельство №15535 от 16 февраля 2009 г.)
Все разработанные нами ЭОР НП размещены на сайте магистров физико-математического образования.
Список литературы
- Пичкуренко Е.А. Учебник нового поколения в структуре профессиональной подготовки учителей: Автореф....канд.пед.наук. - Краснодар, 2006. - 20 с.