ДО является формой получения образования, при которой используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на КТИТ. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого студента. ДО отличается образовательными технологиями - совокупностью дидактических методов и средств, использующих новые информационные технологии. Это требует определённой осмотрительности при их применении - по этой причине использование ДО без соответствующей методической подготовки может привести к дискредитации этой формы обучения.
Компьютерные технологии дают возможность перехода на качественно иной уровень передачи информации. Мультимедиа позволяет создать средства обучения с широкими интерактивными возможностями. Стала реальностью передача компьютерной программе части функций, выполняемых преподавателем в ходе учебного процесса, а, следовательно - и обучение на расстоянии. Однако все виды учебной деятельности компьютер на себя взять не может. Это положение очевидно для тех специальностей, где обязательным является лабораторный практикум, позволяющий приобрести практические навыки и мастерство (медицинские, естественнонаучные специальности и др.). Представление информации преимущественно в текстовом виде, наличие огромного количества иллюстративного материала - всё это служит препятствием при создании интерактивных обучающих программ. Компьютерные материалы должны иметь совершенно иную организацию и структуру, чем полиграфические. В мультимедийном курсе мысль автора может выражаться различными средствами: текст, звук, графика, видео, что создаёт эффект реального присутствия преподавателя на занятии. Нужно иметь в виду, что компьютерные эффекты оказывают огромное эмоциональное воздействие. Существенно повышают информационную функцию ДО и мультимедиа специфические дидактические средства выделения информации (подчёркивание, мерцание, звуковые эффекты, изменение цвета, анимация). Наглядность учебного материала достигается за счёт имитационного моделирования реальных сложных объектов или процессов, использования различных эффектов, связанных с появлением объекта или его описанием на экране компьютера.
Наиболее трудоёмкая задача педагога-методиста при создании программ ДО и мультимедиа - обеспечение дружественного пользовательского интерфейса, стимулирующего студента к дальнейшему обучению. Общая структура и интерфейс должны помогать при изучении теоретического материала али при решении задач путём анализа ошибок и организации соответствующих советов. Следовательно, учебный материал курса должен быть определённым образом структурирован. Компьютерный курс является авторским по определению, и поэтому рассчитан на соответствующее сопровождение, обеспечивающее высокое качество ДО. Мультимедийные средства позволяют развить у обучаемого образное мышление и эмоциональную память. Впрочем, участие преподавателя должно быть заложено не только в мультимедиа-курсе, но и во всём учебном процессе.
Важная проблема использования ДО - проверка качества знаний. Неформальный характер медицинских и естественнонаучных знаний требует применения трудно поддающихся компьютерной обработке текстов. В этом случае эффективной формой является проведение письменного экзамена с отправкой ответа по электронной почте автору курса для проверки.
Таким образом, существующий опыт показывает, что внедрение новых форм и технологий обучения должно осуществляться с учётом сложившихся принципов. ДО должно опираться, прежде всего, на очную форму обучения, с переносом её технологии в удалённые регионы без потери качества.