Решение проблем учхозов аграрных вузов находится на стыке трех государственных программ: «Образование», «Развитие АПК», « Развитие сельских территорий», однако в связи с тем, что эти программы курируются разными ведомствами, на сегодня нет единого подхода укрепления и развития учебно-опытных хозяйств вузов, как основной базы для получения практических навыков работы студентов с современными технологиями и высокопроизводительной техникой, апробации научных разработок, внедрение их в производство.
Практика работы и взаимодействия вуза и учебно-опытного хозяйства показала, что при функционировании учхоза как ФГУПа, так и подразделения аграрного вуза имеются свои плюсы и минусы, на которых и остановимся подробнее.
При реформировании учебно-опытного хозяйства в федеральное государственное унитарное предприятие учхоз становится самостоятельным сельскохозяйственным предприятием, главной целью деятельности которого является получение наибольшей прибыли от своей деятельности. В данном случае связь с вузом осуществляется на основании договоров, которые заключаются между вузом и учхозом, где оговариваются взаимные обязательства и условия взаимодействия вуза и учхоза. Однако при этом не всегда уделяется должное внимание созданию условий для прохождения учебных и производственных практик студентов, проведению научно - исследовательской работы преподавателей, аспирантов и студентов, внедрению научных разработок преподавателей вуза на полях и фермах в учхозах такой организационно-правовой формы хозяйствования. Если учхоз является подразделением вуза, то основная его функция - это создание условий для прохождения учебных и производственных практик студентов, место для научно-исследовательской работы и внедрения передовых научных разработок преподавателей и аспирантов вуза, база для курсов повышения квалификации специалистов сельского хозяйства. Учхоз должен иметь современную передовую технику, и при выращивании сельскохозяйственных культур и животных использовать современные технологии, которые могли бы освоить студенты, проходя в учхозе практику. Получение прибыли в данном случае, на наш взгляд, является одним из основных показателей эффективности хозяйственной деятельности, но не главным и определяющим критерием деятельности учхоза. При этом необходимо учитывать, что при обучении студентов в период практики в учхозе возникают дополнительные затраты, по оценки экономистов они составляют на сегодня примерно 2 тыс. руб. на одного студента, поэтому вуз должен дополнительно финансировать учхоз в зависимости от количества студентов, проходящих практику в учхозе. Другим отрицательным моментом учхозов, как ФГУПов, является то, что на сегодня большинство предприятий этой формы собственности находятся на грани реформирования в частные предприятия (Акционерные общества и другие формы собственности). Земля учхозов перейдет в частные владения, а так как большинство земель учхозов находится чаще всего в городской черте, то вместо полей учебного хозяйства аграрного вуза будут новостройки, а вуз потеряет базу производственной и научной деятельности. Такая ситуация противоречит отраслевым образовательным программам, предусматривающим наличие базы производственных практик и получение студентами в период прохождения практик сельскохозяйственных рабочих специальностей и навыков работы в сельском хозяйстве. В данном случае, учхоз как подразделение вуза, защищен от нестабильности современной экономической ситуации.
При перечисленных выше минусах ФГУПы имеют и ряд преимуществ перед учхозами, как подразделениями аграрных вузов.
ФГУП является самостоятельным хозяйствующим субъектом, которому открыты все экономические и рыночные механизмы хозяйствования. Это возможность привлечь в производство любые заёмные средства (кредиты, ссуды, лизинги). ФГУП может использовать все виды субсидирования, которые выделяются для сельхозтоваропроизводителя на производство товарной продукции из бюджета федерального и регионального уровня, а также из местного муниципального бюджета. Таким предприятиям предоставлена возможность участия в различных государственных национальных проектах таких, как «Развитие АПК», «Плодородие почв» и других.
Учхоз как подразделение вуза лишён такой материальной поддержки, какую может получить любое сельскохозяйственное предприятие страны. Однако, в данном случае сам вуз и его финансы являются стабильной гарантией существования учебно-опытного хозяйства. Большие затраты, которые вуз должен выделять для жизнедеятельности учхоза, не выгодны вузу, поэтому он заинтересован в стабильном, высокотехнологичном подразделении и должен делать все от него зависящее, чтобы учхоз был высокоприбыльным подразделением не берущим, а дающим вузу дополнительное финансирование. Исходя из вышеизложенного, проблема учебно-опытных хозяйств вузов есть, и её необходимо решать на государственном уровне.