Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УЧЕБНО-ОПЫТНЫЕ ХОЗЯЙСТВА АГРАРНЫХ ВУЗОВ – БАЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПРОВЕДЕНИЯ НИР

Киркорова Л.А. Широков С.Н.
Россия интегрируется с мировой экономикой, а, значит, и образовательной системой. В связи с этим в стране меняются подходы к образовательному процессу, но неизменными остаются задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, способных найти свое место в обществе и применить полученные в вузе знания в практической деятельности. Сельское хозяйство страны функционирует сегодня в сложных экономических и природно-экологических условиях, которые требуют от специалистов высокого уровня профессионализма, знания современных достижений аграрной науки и новейших технологий производства и управления.  Следовательно, при подготовке специалистов аграрного производства во время учебных и производственных практик необходимо знакомить студентов с наиболее эффективными отечественными технологиями и производствами. И идеальной базой практического обучения и проведения научно-исследовательской работы как преподавателей, так и студентов, должны быть учебно-опытные хозяйства вузов, которые  призваны были ещё в советские времена быть передовыми, образцовыми  сельскохозяйственными предприятиями, которым государство помогало техникой, удобрениями, дотациями. Учхозы были производственной базой и для специалистов сельскохозяйственного производства, проходящих курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов АПК.   К сожалению, в период проведения аграрных реформ в стране часть учебно-опытных хозяйств утратили свой статус. Большинство учебно-опытных хозяйств отделились от вузов и стали самостоятельными государственными унитарными предприятиями. Резко сократилось сумма государственной поддержки  на развитие сельхозпроизводства,  производство сельскохозяйственной продукции стало нерентабельным. В связи с этим производство сельскохозяйственной продукции стало нерентабельным, многие учхозы резко сократили посевные площади, поголовье скота, упал уровень производства по всем видам сельскохозяйственной продукции. Учебные хозяйства сократили базу практик  для студентов вузов, а кафедры высших    учебных заведений сократили число экспериментов и опытов, проводимых ранее на полях и фермах своих учебно-опытных хозяйств, резко снизилось внедрение в производство новых сортов с.х. растений, пород скота, современных высокоиндустриальных технологий.

Решение проблем учхозов аграрных вузов  находится на стыке трех государственных программ: «Образование», «Развитие АПК», « Развитие сельских территорий», однако в связи с тем, что эти программы курируются разными ведомствами,  на сегодня  нет единого подхода укрепления и развития учебно-опытных хозяйств вузов, как основной базы для получения практических навыков работы студентов с современными технологиями и высокопроизводительной техникой, апробации научных разработок, внедрение их в производство.

Практика работы и взаимодействия вуза и учебно-опытного хозяйства показала, что при  функционировании учхоза как ФГУПа, так и подразделения аграрного вуза   имеются свои плюсы и минусы, на которых и остановимся подробнее.

При реформировании учебно-опытного хозяйства в федеральное  государственное унитарное предприятие учхоз становится самостоятельным  сельскохозяйственным предприятием, главной целью деятельности которого является  получение наибольшей прибыли от своей деятельности.  В данном случае связь с вузом осуществляется на основании договоров, которые заключаются между вузом и учхозом, где оговариваются  взаимные обязательства и условия взаимодействия вуза и учхоза. Однако при этом не всегда уделяется должное внимание созданию условий для прохождения учебных и производственных практик студентов, проведению научно - исследовательской работы преподавателей, аспирантов и студентов, внедрению научных разработок преподавателей вуза на полях и фермах  в учхозах такой организационно-правовой формы хозяйствования. Если учхоз является подразделением вуза, то  основная его функция - это создание условий для прохождения учебных и производственных практик студентов,  место для научно-исследовательской работы и внедрения передовых научных разработок преподавателей и аспирантов вуза, база для курсов повышения квалификации специалистов сельского хозяйства. Учхоз должен иметь современную передовую технику, и при выращивании сельскохозяйственных культур и животных использовать современные технологии, которые могли бы освоить студенты, проходя в учхозе практику.  Получение прибыли в данном случае, на наш взгляд, является одним из основных показателей эффективности хозяйственной деятельности, но не главным и определяющим критерием деятельности учхоза. При этом необходимо учитывать, что при обучении студентов в период практики в учхозе возникают дополнительные затраты,  по оценки экономистов они составляют  на сегодня примерно 2 тыс. руб. на одного студента, поэтому вуз должен дополнительно финансировать учхоз  в зависимости от количества студентов, проходящих практику в учхозе.     Другим отрицательным моментом учхозов, как ФГУПов, является то,  что на сегодня большинство предприятий этой формы собственности находятся на грани реформирования в частные предприятия (Акционерные общества и другие формы собственности). Земля учхозов перейдет в частные владения, а так как большинство земель учхозов находится чаще всего в городской черте, то вместо полей  учебного хозяйства аграрного вуза будут новостройки, а вуз потеряет базу производственной и научной деятельности. Такая ситуация противоречит отраслевым образовательным программам, предусматривающим наличие базы производственных практик и получение студентами в период прохождения  практик сельскохозяйственных рабочих специальностей и навыков работы в сельском хозяйстве. В данном случае, учхоз как подразделение вуза, защищен от нестабильности современной экономической ситуации.

При перечисленных выше минусах ФГУПы имеют и ряд преимуществ перед учхозами, как подразделениями аграрных вузов.

ФГУП является самостоятельным хозяйствующим субъектом, которому открыты все экономические и рыночные механизмы хозяйствования. Это возможность привлечь в производство любые заёмные средства (кредиты, ссуды, лизинги). ФГУП может использовать все виды субсидирования, которые выделяются для сельхозтоваропроизводителя на производство товарной продукции из бюджета федерального и регионального уровня, а также из местного муниципального бюджета. Таким предприятиям предоставлена возможность участия в различных государственных национальных проектах таких, как «Развитие АПК», «Плодородие почв» и других.

Учхоз как подразделение вуза лишён такой материальной поддержки, какую может получить любое сельскохозяйственное предприятие страны. Однако, в данном случае сам вуз и его финансы являются стабильной гарантией существования учебно-опытного хозяйства. Большие затраты, которые вуз должен выделять для жизнедеятельности учхоза, не выгодны вузу, поэтому он заинтересован в стабильном, высокотехнологичном  подразделении и должен делать все от него зависящее, чтобы учхоз был высокоприбыльным  подразделением не берущим, а дающим вузу дополнительное финансирование.   Исходя из вышеизложенного, проблема учебно-опытных хозяйств вузов есть, и её необходимо  решать на государственном уровне.


Библиографическая ссылка

Киркорова Л.А., Широков С.Н. УЧЕБНО-ОПЫТНЫЕ ХОЗЯЙСТВА АГРАРНЫХ ВУЗОВ – БАЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПРОВЕДЕНИЯ НИР // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 50-51;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24696 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674