Было установлено, что трехфакторная структура индивидуальности диспетчеров со стажем работы до 5 лет включает в себя с наиболее значимыми весами следующие компоненты: «нервно-психическая устойчивость» и с противоположными знаками - «напряженность» (фактор «-Q4»), «неудовлетворенность собой», «деперсонализация»; «экстраверсия», «экспрессивность» (фактор «F») и с противоположным знаком - «эмоциональный дефицит»; «развитое воображение» (фактор «М») и с противоположным знаком - «высокий самоконтроль» (фактор «-Q3»).
Соответственно, обозначенная структура индивидуальности диспетчеров со стажем работы более 10 лет включает в себя следующие компоненты: «нервно-психическая устойчивость» и с противоположными знаками - «нейротизм», «деперсонализация»; «радикализм» (фактор «Q1») и с противоположным знаком - «психосоматические и психовегетативные нарушения»; «доминантность» (фактор «Е») и с противоположным знаком - «редукция профессиональных обязанностей».
Сравнительный анализ факторных структур позволил выявить, как общее, так и специфичное в них. Общим является то, что в обеих выборках все выявленные факторы биполярные. Полученные данные позволяют утверждать, что у начинающих (до 5 лет работы) и опытных (более 10 лет работы) сотрудников диспетчерских служб имеет место взаимная компенсация различных индивидуальных свойств. При этом в обеих выборках личностная отстраненность (деперсонализация) компенсируется нервно-психической устойчивостью и наоборот. Можно предположить, что данные компоненты являются стабильной подструктурой индивидуальности диспетчеров ГПС и не зависят от стажа профессиональной деятельности. Интересным, на наш взгляд, является и объединение в первых факторах, наряду с рассмотренными выше показателями, значительного количества других показателей эмоционального выгорания. Они также имеют отрицательные знаки, но менее значимы по весу. Не вызывает сомнения тот факт, что нервно-психическая устойчивость является профессионально значимым качеством сотрудников диспетчерских служб, поскольку на разных этапах их деятельности компенсирует большинство симптомов «эмоционального выгорания». Содержание двух других факторов в исследуемых структурах индивидуальности в основном специфично. Например, установлено, что только в выборке диспетчеров со стажем работы до 5 лет экстраверсия и экспрессивность, дополняющие друг друга, компенсируют эмоциональный дефицит. Соответственно, только в выборке диспетчеров со стажем работы более 10 лет имеет место компенсация таких деструктивных симптомов выгорания, как психосоматические и психовегетативные нарушения, редукция профессиональных обязанностей.
В целом начинающих диспетчеров ГПС можно характеризовать, как эмоционально устойчивых, активных в общении, позитивных, творческих, целеустремленных, способных доводить начатое дело до конца и т.д., что позволяет им справиться с напряженностью, фрустрацией, преодолеть эмоциональный дефицит и неудовлетворенность собой. В свою очередь, опытных диспетчеров можно характеризовать, как эмоционально устойчивых, обладающих критическим складом ума, хорошо информированных, независимых, властных и т.д., что позволяет им справиться с тревожностью, склонностью болезненно переживать неудачи, с психосоматическими и психовегетативными нарушениями, редукцией профессиональных обязанностей.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы практическими психологами для решения прикладных задач в области психологии профессиональной деятельности. Апробированный нами диагностический комплекс может быть применен для психологического сопровождения диспетчеров Государственной противопожарной службы МЧС.