Заниматься воспитанием вне учета жизненных проблем, изучения отношения студентов к жизненным трудностям, влияния на них социальной среды малоэффективно и непродуктивно. Нельзя утверждать, что на это не обращается внимания. В образовании используются индивидуальные и личностно-ориентированные подходы. Но в практике высшей школы наметились реальные противоречия между:
- декларируемыми индивидуальным и личностно-ориентированным подходами и невозможностью (или трудностью) их реальной реализации на уровне содержания и технологий воспитания;
- желанием преподавателей профессионально и компетентно диагностировать динамику развития образовательного потенциала студента и отсутствием системных знаний о способах и методах этого процесса;
- необходимостью выбора индивидуальной образовательной траектории каждым студентом и фрагментарностью их знаний о собственных личностных и образовательных возможностях.
Развитие индивидуальной образовательной стратегии личности возможно, если студент:
- знает свои индивидуальные, интеллектуальные и личностные качества, особенности памяти, внимания, воли, мышления, предпочитаемые способы постановки и решения проблем;
- планирует свою жизнь - выдвигает цели и подцели собственной жизнедеятельности, продумывает и использует средства их реализации, выстраивает последовательность собственных действий и т.д.;
- предвосхищает последствия принимаемых решений;
- оценивает собственные социальные действия, поведение и деятельность, рефлексирует по поводу возможных трудностей;
- выбирает стратегии собственного обучения, учебного поведения, межличностного общения и корректирует их под влиянием новых требований и с учетом своих интеллектуальных возможностей;
- дифференцирует жизненные трудности и их личностный смысл для себя.
В международном лагере студенческого актива «Славянское содружество», где были представлены почти все территории России, Республика Крым и несколько областей Украины, в том числе и студенты нашего университета, мы провели анкетирование студентов. Выявлялось их отношение к жизненным проблемам, трудностям и возможностям их преодоления. Студенты продифференцировали их на аномальные, проблемные и повседневные.
Из аномальных наиболее значимы для студентов: болезнь(65%), инвалидность(62,5%), терроризм(62,5%). Менее значимы - катастрофы(35%), пожар(32,5%), наводнение(5%).
К проблемным студенты отнесли негативные жизненные события (70%), бедность(55%), стрессовые ситуации(47,4%), критические ситуации(42,5%), жизненный кризис(42,5%), состояния риска(35%).
Среди повседневных важными для них являются: неопределенность положения(77,5%), сдача экзаменов(60%), ситуации выбора(37,5%), ситуации сомнения(35%), нежелательные по времени события (35%), временные трудности (25%).Менее значимы: преодоление далеких расстояний и коммуникативные трудности.
На затруднения студентов влияют объективные факторы среды. Студенты больше всего переживают деформацию социальной дистанции, нарушение отношений между людьми, контактов на уровне семьи, соседей, родственников и др. (47,5%); социальные факторы: трудности взаимопонимания, необеспеченность социальных гарантий, маленькая стипендия (37,5%); немотивированную жестокость других людей (32,5%); болезнь (32,5%); трудности сохранения собственной индивидуальности под воздействием общественной жизни (30%); рост всех видов насилия в обществе (25%); трудности организации семейно-бытовой деятельности (22,5%); экономическую нестабильность в стране (17,5%). Меньше студентов, на которых влияют политические факторы, стереотипы повседневной жизни, принуждения и запреты со стороны общества, необоснованный контроль за личной жизнью и др.
При преодолении трудностей студенты чаще используют: знание реальной жизни (92,5%); методы, формы поведения и приемы, апробированные студентами, другими людьми, если повторяют положительный результат (82,5%); свои возможности (80%). Меньше тех, кто опирается на науку (17,5%); пытаются найти ответы в книгах, газетах, журналах (15%).
Студенты больше всего проявляют активность в преодолении трудностей, если они могут нанести ущерб здоровью, привести к потерям в жизни (95%); если они оцениваются как вызов возможностям(92,5%); если представляют угрозу жизни и жизни близких(85%).
В преодолении затруднений для студентов наиболее важны: настойчивость, воля (45%); знания (35%); эмоциональная устойчивость (35%); навыки и умения правильного поведения (32,5%); деньги (30%); моральное состояние, оптимизм, уверенность, порядочность (27,5%); энергичность, запас жизненных сил (25%); связи с нужными людьми (25%). Меньшую значимость студенты придают вере в свою результативность (20%); ценностям жизни (моральным и материальным) (20%) и способностям (7,5%).
Возможности преодоления трудностей используется студентами нерационально. Это, по их мнению, зависит от личностных качеств (застенчивость, стыдливость) (20%); иллюзии собственной неуязвимости (17.5%); ошибок и заблуждений (17,5%); влияния культурных ценностей, национальных особенностей (12,5%); боязни потерять свою независимость (12,5%); нереалистического оптимизма (веры в лучшее) (10%); боязни общественного мнения (10%); нежелания показывать свою слабость (10%); боязни возможного самоущерба и потери самоуважения (7,5%); состояние здоровья, болезни (7,5%); стремления сохранить позитивное мнение о себе (2,5%).
При регуляции жизненных затруднений студенты ищут средства, пути возможного преодоления затруднений и восстановления нормальной жизнедеятельности (82,5%); пытаются корректировать условия, ситуации, обстоятельства, свое поведение, чтобы облегчить переживание трудностей (77,5%); возможное появление трудностей, свои переживания (52,5%); контролируют развитие трудностей и затруднений, их влияние на изменение действий, поведение и деятельность (47,5%), делают процедуру преодоления трудностей постоянной и привычной (37,5%).
Воспитательный процесс требует учета особенностей отношения студентов к жизненным проблемам, что придает воспитательным технологиям в контексте жизненных затруднений определённую направленность.
Особенностью функциональной направленности жизненных затруднений является противоречивость их проявления в социокультурной практике: позитивной и негативной, стимулирующей, развивающей и сдерживающей, парализующей действия, поведение и деятельность людей. Функции жизненных затруднений зависят от структурных, динамических и типологических переменных, что позволяет представить их содержательную направленность и многообразие.
Следует отметить, что в литературе больше акцентируется внимание на кризисе, стрессе, фрустрации. Они интенсивно исследуются и через них объясняются реакции студентов на жизненные трудности. Но существует малоизученный аспект отношения к трудностям, который как бы предшествует этим сильным реакциям на начальной стадии и имеет менее выраженные катастрофические последствия для душевного здоровья. Это жизненные затруднения. Именно в них первоначально проявляется отношение студентов к степени сложности и трудности реального мира, порождаемые ими смыслы, осознание их важности и значимости, эмоциональное отражение в поведенческих рефлексиях и реакциях. Они зависят от условий, факторов и источников. Условия определяют возможности появления затруднений, факторы - то, какие из этих возможностей практически используются и вызывают затруднения, источник указывает на начало затруднений, истоки их происхождения.
Работа представлена на научную международную конференцию «Методология совершенствования системы управления образования», Римини-Рим (Италия), 10-17 февраля 2008 г. Поступила в редакцию 26.06.2008.