Во многих фольклорных произведениях мордвы встречаются сведения о традиционном жилище. Наиболее древним видом жилья было однокамерное жилище куд (м.), кудо (э.).
В фольклоре мордвы имеется много упоминаний о покровительнице дома Кудаве или Юртаве. Например, в мокшанской сказке «Куйгорож» говорится: «В одном мокшанском селе жил-был старик Пятань со старухой Акулей...Жили бедно, хуже некуда. В хозяйстве лошадь старая, больше ничего нет. Уж так плохо жили, даже Юртава покинула подворье: нечего ей у Пятаня делать - хозяин гол и в избе пусто» [1].
Кудаву представляют в виде женщины, одетой в мордовскую одежду, которая обитает в подполье, под печкой, в «красном углу». Проявляет она себя (видится во сне, плачет или кричит) к какому-то несчастью: пожару, болезни или смерти кого-то из домочадцев, либо скотины. Ее облик и повадки часто описываются в быличках (рассказах человека о встрече со сверхъестественными существами). Так, в одной из них старая женщина рассказывает о том, как ей показалась «хозяйка» дома: «У нас болел старик, и я всю ночь не спала. Однажды слышу: за печкой кто-то горько причитывает. Смотрю: вышла на середину избы седая старуха и стала расчесывать свои волосы, а сама все причитывает. Потом потихоньку с плачем вышла из избы. Утром встали - старик умер. Я как увидела домовую старуху, так и подумала, что не к добру она показала себя, да еще так нехорошо, сердце разрывая, причитывала» [2].
К домашним божествам обращены и многие молитвы (озномы) и заклинания (озломы), которые произносились во время многочисленных домашних молений, связанных как с хозяйственными делами, так и с семейными торжествами. Например, обязательно совершалось моление покровителям дома и двора при строительстве новой избы.
Богиню дома обязательно «приглашали» в новый дом. Для этого хозяева готовили еду, которую клали перед печью и молили Юрт аву перейти в новый дом:
Хранительница дома,
Кудо Юртава, матушка...
Утоли свой голод,
Успокой свое сердце,
Затем пойдем в новый дом
На новое место,
Новое жилье обживать,
Новый дом оберегать [3].
Домашние божества часто упоминаются и в свадебном фольклоре. Невеста обращалась к ним в своих причитаниях, прося защитить ее от сватов:
Хранитель дома моего батюшки!...
Перед полуночью,
После пения петухов,
Войдут в дом моего отца чужие люди.
Входящего после первого,
Впереди последнего идущего,
Схвати во весь рост и стан,
Схвати за космы волос,
Войди в него через маковку,
Выйди из него через пятки[4].
В доме мужа молодую обязательно представляли его покровителям, в дар которым невеста преподносила полотенце или скатерть. При этом все присутствующие молили их признать нового члена семьи и помогать ей в домашних делах: «Хранитель дома, серебряный! Вот взяли мы молодушку - полюби ее, чтобы она ходила по твоему дому....Чтобы руки ее поднимались для пряжи, чтобы по вечерам поздно ложилась, по утрам рано вставала» [5].
Божествам дома представляли и новорожденного, для этого колыбель с ним три раза опускали в подполье. Считалось, что с этого момента домашние духи берут его под свое покровительство и защищают его от злых сил [6].
Таким образом, в произведениях мордовского фольклора описываются покровители домашнего очага, а также молитвы и заклинания обращенные к ним.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Мордовские народные сказки. - Саранск, 1971. - С. 61.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.10. - Саранск, 1965. - С.169.
- УПТМН: в 10 т. Т.7. Ч.3. - Саранск, 1981. - С.195.
- Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. - Саранск, 1966. - С.172-173.
- Евсевьев М.Е. Указ. соч. - С.306.
- Смирнов И.Н. Мордва. Историко-этнографический очерк. - Казань, 1895. - С. 250.