Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Одним из основных компонентов материальной культуры любого этноса, условий его повседневной жизнедеятельности являются поселения, жилища.

Во многих фольклорных произведениях мордвы встречаются сведения о традиционном жилище. Наиболее древним видом жилья было однокамерное жилище куд (м.), кудо (э.).

В фольклоре мордвы имеется много упоминаний о покровительнице дома Кудаве или Юртаве. Например, в мокшанской сказке «Куйгорож» говорится: «В одном мокшанском селе жил-был старик Пятань со старухой Акулей...Жили бедно, хуже некуда. В хозяйстве лошадь старая, больше ничего нет. Уж так плохо жили, даже Юртава покинула подворье: нечего ей у Пятаня делать - хозяин гол и в избе пусто» [1].

Кудаву представляют в виде женщины, одетой в мордовскую одежду, которая обитает в подполье, под печкой, в «красном углу». Проявляет она себя (видится во сне, плачет или кричит) к какому-то несчастью: пожару, болезни или смерти кого-то из домочадцев, либо скотины. Ее облик и повадки часто описываются в быличках (рассказах человека о встрече со сверхъестественными существами). Так, в одной из них старая женщина рассказывает о том, как ей показалась «хозяйка» дома: «У нас болел старик, и я всю ночь не спала. Однажды слышу: за печкой кто-то горько причитывает. Смотрю: вышла на середину избы седая старуха и стала расчесывать свои волосы, а сама все причитывает. Потом потихоньку с плачем вышла из избы. Утром встали - старик умер. Я как увидела домовую старуху, так и подумала, что не к добру она показала себя, да еще так нехорошо, сердце разрывая, причитывала» [2].

К домашним божествам обращены и многие молитвы (озномы) и заклинания (озломы), которые произносились во время многочисленных домашних молений, связанных как с хозяйственными делами, так и с семейными торжествами. Например, обязательно совершалось моление покровителям дома и двора при строительстве новой избы.

Богиню дома обязательно «приглашали» в новый дом. Для этого хозяева готовили еду, которую клали перед печью и молили Юрт аву перейти в новый дом:

Хранительница дома,

Кудо Юртава, матушка...

Утоли свой голод,

Успокой свое сердце,

Затем пойдем в новый дом

На новое место,

Новое жилье обживать,

Новый дом оберегать [3].

Домашние божества часто упоминаются и в свадебном фольклоре. Невеста обращалась к ним в своих причитаниях, прося защитить ее от сватов:

Хранитель дома моего батюшки!...

Перед полуночью,

После пения петухов,

Войдут в дом моего отца чужие люди.

Входящего после первого,

Впереди последнего идущего,

Схвати во весь рост и стан,

Схвати за космы волос,

Войди в него через маковку,

Выйди из него через пятки[4].

В доме мужа молодую обязательно представляли его покровителям, в дар которым невеста преподносила полотенце или скатерть. При этом все присутствующие молили их признать нового члена семьи и помогать ей в домашних делах: «Хранитель дома, серебряный! Вот взяли мы молодушку - полюби ее, чтобы она ходила по твоему дому....Чтобы руки ее поднимались для пряжи, чтобы по вечерам поздно ложилась, по утрам рано вставала» [5].

Божествам дома представляли и новорожденного, для этого колыбель с ним три раза опускали в подполье. Считалось, что с этого момента домашние духи берут его под свое покровительство и защищают его от злых сил [6].

Таким образом, в произведениях мордовского фольклора описываются покровители домашнего очага, а также молитвы и заклинания обращенные к ним.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мордовские народные сказки. - Саранск, 1971. - С. 61.
  2. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.10. - Саранск, 1965. - С.169.
  3. УПТМН: в 10 т. Т.7. Ч.3. - Саранск, 1981. - С.195.
  4. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. - Саранск, 1966. - С.172-173.
  5. Евсевьев М.Е. Указ. соч. - С.306.
  6. Смирнов И.Н. Мордва. Историко-этнографический очерк. - Казань, 1895. - С. 250.