Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания различных специалистов. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей.

Систематическое употребление психотропных веществ несовершеннолетними следует рассматривать прежде всего как психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство подростков, наркомания или токсикомания всегда связаны с другими нарушениями поведения.

Если алкоголизм или наркомания у взрослого человека долгое время может развиваться скрыто, не отражаясь на трудовой деятельности, социальном статусе, то у несовершеннолетних, наоборот, сначала происходит социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется употребление алкоголя или других психотропных веществ. Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию подростка.

По данным Я. Глинского с соавт. (2001) (популяционная выборка) в течение жизни алкоголь употребляли 79,5% подростков. Возраст первой пробы алкоголя составлял: до 7 лет - 3,7%; 8 - 10 лет - 8,4%; 11 - 13 лет - 23,0%; 14 - 16 лет - 53,9%; 17 - 19 лет - 10,9%. Наиболее значимыми социальными последствиями алкоголизации являлись: прогулы на работе или по месту учебы - у 20,9% опрошенных; арест (задержание) милицией - у 6,3%; конфликты в семье - у 19,4%; проблемы со здоровьем - у 6,3%.

По тем же данным не назначенные врачом опьяняющие вещества употребляли 84,9% подростков. В основном это препараты конопли - 79,4% опрошенных, галлюциногены - 12,1%, атропиноподобные препараты - 15,2%.

По данным Н.В. Вострокнутова (2000) основную возрастную группу риска составляют несовершеннолетние - дети и подростки, преимущественно лица мужского пола, в периоде от 11 до 17 лет; при этом в группе наркоманов доминирует возраст первой встречи с наркотиками с 11 до 14 лет, а в группе, злоупотребляющих психоактивными веществами, - в периоде от 15- 17 лет;

Основными поставщиками наркотических средств являлись друзья и знакомые (75%), особенно в зонах дискотек и баров. Более 80% несовершеннолетних, употребляющих эпизодически или постоянно наркотические вещества, убеждены в своих возможностях прекратить наркотизацию при личном желании, хотя свыше 70% уже пробовали отказаться, но продолжают злоупотреблять наркотическими средствами.

Главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности. В случае, когда эти факторы, благодаря вмешательству взрослых, устраняются или компенсируются, злоупотребление прекращается без традиционного лечения, то есть без применения медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства, никакие угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанными факторами.

Трудности и низкая эффективность преодоления и профилактики употребления психотропных средств несовершеннолетними объясняются прежде всего тем, что ответственные за это взрослые ошибочно полагают, что это проблема наркологии. На самом деле, в силу возрастных особенностей формирующейся личности, причины всех видов отклоняющегося поведения у подростков едины. Правонарушения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффективные и невротические расстройства - звенья одной цепи.

Как найти правильный путь профилактики и преодоления алкоголизма и наркомании несовершеннолетних?

С чего же должен начинать учитель работу по предупреждению алкоголизма и наркомании у учащихся? Многие считают, что начинать ее надо с самого младшего возраста [2].

Основными компонентами этой работы являются: изучение личности учащихся, особенностей их психического развития; изучение их семей с целью определения типа воспитания ребенка; выявление тех семей, где взрослые злоупотребляют спиртными напитками.

Чтобы добиться положительного результата в этом направлении, целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы работы с родителями: посещение семьи школьника, беседы и лекции для родителей, консультации, анкетирование, конференции по обмену опытом воспитания и др.

Очень важно проводить просветительскую работу среди школьников как на уроках, так и во внеурочное время. Целесообразно включать в план воспитательной работы проведение Дня здоровья, конкурсов плакатов, рисунков, сочинений на темы: «В ХХI век без наркотиков», «В здоровом теле здоровый дух». Желательно, чтобы в каждом классном уголке была рубрика «За здоровый образ жизни», где ребята могли бы рассказать о спортивных соревнованиях, в которых они участвовали, о своем хобби и т.д.

Большой популярностью среди учащихся 7-11 классов пользуются различные диспуты, ток-шоу. Почему бы не провести диспут на тему: «За» и «против» наркотиков»? Конечно, проведение такого мероприятия требует тщательной подготовки. Учитель рекомендует учащимся прочитать определенную литературу, найти информацию в Интернете, предложить заранее вопросы для обсуждения. Для достижения положительного результата необходимо, чтобы в команду «против» представляли учащиеся, умеющие говорить эмоционально и убедительно Хорошо, если на это мероприятие будут приглашены специалисты: нарколог, инспектор по делам несовершеннолетних, школьный психолог.

Работая с «трудными» детьми, педагог должен помнить, что чаще всего появление этих детей обусловлено лишением их внимания, любви и заботы со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей) и сверстников. Мотивация девиантного поведения является результатом сложного взаимодействия неблагоприятной социальной микро- и макросреды и личности [3]. Следовательно, важно своевременно изменять внешние и внутренние условия, которые влияют на изменение мотивации поведения. В этом заключены истоки профилактики девиантного поведения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Девиантность подростков: терапия, методология, Эмпирическая реальность /Я. Глинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин. Учебно-научное издание. - С-Пб.: - Медицинская пресса, 2001. - 200 с.
  2. Наркомании у подростков. / Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушников В.А. - Киев: Здоровья, 1989.
  3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003. - 220 с.