Уровень образования в значительной степени зависит от многих факторов, но в значительно большей степени - от базисного учебного плана, по которому школа работает.
При расчете учебной нагрузки школьников определяющими компонентами являются: число уроков в день и неделю, объем и сложность программ и учебников, организация учебно-воспитательного процесса, объем домашних заданий. Регламентируется число уроков в день, неделю, год по каждому классу и в целом по школе учебным планом, который является государственным документом.
Проведем ретроспективный анализ учебной нагрузки учащихся по учебным планам 1938/39 - 1978/79 учебных годов (данные приведены в таблице 1).
Когда возникала необходимость некоторых изменений учебного плана, это делалось за счет внутренней перестановки времени на различные учебные предметы. Приведем соотношение времени, отводимого учебным планом на различные циклы учебных предметов в различное время (таблица 2).
Из таблицы 2 видно, что и в абсолютном и процентном отношениях значительное увеличение числа часов произошло тогда на трудовое обучение и физическую культуру. Время, отводимое на предметы естественно-математического и эстетического циклов, практически за сорок лет осталось неизменным. Существенное сокращение времени претерпел гуманитарный цикл.
В 1983 году система образования в России имела стабильный (в течение 9 лет неизменный) учебный план для средних общеобразовательных школ. Например, учебный план средних общеобразовательных школ на 1987/88 учебный год по часам выглядел следующим образом (таблица 3).
Таблица 1. Ретроспективный анализ учебной нагрузки учащихся
Учебные годы |
Классы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1938-39 |
20 |
20 |
20 |
22 |
27 |
27 |
27 |
27 |
27 |
27 |
1948-49 |
22 |
24 |
25 |
27 |
31 |
32 |
32 |
32 |
32 |
30,5 |
1958-59 |
24 |
24 |
24 |
26 |
32 |
32 |
32 |
33 |
33 |
33 |
1968-69 |
24 |
24 |
24 |
24 |
30 |
30 |
32 |
31 |
32 |
32 |
В том числе факультатив |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
3 |
4 |
4 |
1978-79 |
24 |
24 |
24 |
24 |
30 |
30 |
30 |
31 |
32 |
32 |
В том числе факультатив |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
3 |
4 |
4 |
Таблица 2. Соотношение времени, отводимого учебным планом на различные циклы учебных предметов в различное время
Учебные годы |
Всего |
Циклы предметов |
||||||||
Гуманитарный |
Естественно-математический |
Эстетический |
Трудовая и физическая подготовка. |
|||||||
Абсол. |
% |
Абсол. |
% |
Абсол. |
% |
Абсол. |
% |
Абсол. |
% |
|
1938-39 |
244 |
100 |
125 |
51 |
95 |
39 |
12 |
5 |
12 |
5 |
1948-49 |
287,5 |
100 |
156 |
54 |
103,5 |
36 |
10 |
4 |
18 |
6 |
1958-59 |
293 |
100 |
141 |
50 |
104 |
36 |
12 |
4 |
36 |
12 |
1968-69 |
281 |
100 |
124 |
44 |
103 |
36 |
13 |
5 |
41 |
15 |
1978-79 |
281 |
100 |
120 |
43 |
104 |
36 |
13 |
5 |
44 |
16 |
Таблица 3. Учебный план средних общеобразовательных школ на 1987/88 учебный год
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Число часов в неделю по классам. |
24 |
24 |
24 |
30 |
30 |
29 |
31 |
31 |
33 |
32 |
Обязательный общественно-полезный производительный труд. |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Факультативные занятия. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
3 |
3 |
4 |
Трудовая практика (в днях). |
- |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
16 |
16 |
20 |
- |
В этом учебном плане на гуманитарный цикл предметов отводится 118 ч (41%), на естественно-математический - 102 ч (35%), на эстетический - 13 ч (5%), на трудовую и физическую подготовку - 56 ч (19%).
В 1988 году состоялся Всесоюзный учительский съезд, с которого начались поиски в области создания принципиально новых образовательных учебных заведений и, как следствие, появилось множество разнообразных учебных планов, в которых начала проявляться тенденция к выделению инвариативного ядра и вариативных компонентов.
Отмеченный выше подход (вплоть до
1988 г) - экстенсивный путь построения содержания и способов образования; интенсивный путь может быть осуществлен лишь в условиях реализации компетентностного подхода.
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценка образовательных результатов. Компетентностный подход предполагает формирование ключевых, базовых и специальных компетентностей. Как отмечается, компетентность «имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях; компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации» [1, с. 9]. Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределенности.
Анализ школьных учебников, контрольно-измерительных материалов, заданий единого государственного экзамена по различным учебным дисциплинам показывает, что все они выдержаны в духе предметно-знаниевой парадигмы образования - приоритет отдан формированию и проверке предметных знаний, умений и навыков. Подтверждением сказанному служит следующий факт.
В 1999 году группа специалистов общественного института развития школы проанализировала комплект учебников для 7-го класса (всего 9 учебников - русский язык, литература, алгебра, биология, физика, геометрия, история, география, черчение). Общее число вопросов и заданий, включенных в учебники, составило 3829. По своему дидактическому назначению они распределились следующим образом:
- на усвоение содержания текста параграфа - 2532 (66,1%);
- на развитие речи - 270 (7,1%);
- на формирование умения работать с книгой - 33 (0,9%);
- на формирование личностного отношения к содержанию текста - 117 (3,1%);
- на установление межпредметных связей - 44 (1,1%);
- на умение пользоваться дополнительными источниками информации - 13 (0,3%);
- на формирование практических предметных умений - 820 (21,4%).
Из 2532 вопросов на усвоение содержания текста параграфа подавляющее большинство вопросов (1885, или 74,4%) рассчитано на воспроизведение изученного материала.
Повышение уровня образованности выпускников школ должно заключаться в:
- расширении круга проблем, которые способен решать выпускник;
- повышении сложности проблем, которые готов решать выпускник;
- расширении арсенала средств, способов деятельности, методов, обеспечивающего возможность выбора эффективного инструментария для решения проблем.
Заметим, что цели школьного образования нельзя представлять как простую совокупность целей предметов.
Реализация компетентностного подхода требует создания новых учебных пособий, ориентированных на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов (способы познавательной, практической, коммуникативной и ценностно-ориентированной деятельности).
Приведем примеры задач, которые отвечают требованиям компетентностного подхода.
I. Тема «Многоугольники» курса геометрии VIII класса.
1) На складе имеются четырехугольные деревянные пластины, из которых требуется изготовить прямоугольные дощечки для паркета. Следует проверить, имеют ли эти пластины форму прямоугольника. Три плотника предложили различные способы проверки:
- а) измерить диагонали четырехугольной пластины, и, в случае если они равны, сделать вывод о том, что она имеет форму прямоугольника;
- б) измерить противоположные стороны четырехугольной пластины, и, в случае если они попарно равны, сделать вывод о том, что она имеет форму прямоугольника;
- в) измерением убедиться в равенстве длин противоположных сторон четырехугольной пластины, и, в случае если это так, измерить длины диагоналей пластины; если они равны, то сделать вывод о том, что четырехугольные пластины имеют форму прямоугольника.
Указать, кто из них прав.
Ответ: верен способ в).
2) Известно, что во всяком ромбе диагонали взаимно перпендикулярны, верно ли обратное: четырехугольник, у которого диагонали взаимно перпендикулярны, является ромбом?
Ответ на поставленный вопрос отрицателен.
3) Дан четырехугольник, у которого два противоположных угла прямые, можно ли утверждать, что такой четырехугольник всегда будет прямоугольником?
Ответ на поставленный вопрос отрицателен.
4) Укажите, какие из нижеперечисленных предложений могут служить определениями соответствующих понятий? К каждому неправильному утверждению приведите пример, иллюстрирующий его ошибочность:
- прямоугольником называется параллелограмм, имеющий хотя бы один прямой угол;
- прямоугольником называется четырехугольник, диагонали которого равны;
- прямоугольником называется четырехугольник, диагонали которого в точке их пересечения делятся пополам;
- прямоугольником называется четырехугольник, имеющий хотя бы два прямых угла;
- параллелограммом называется четырехугольник, две противоположных стороны которого параллельны;
- параллелограммом называется четырехугольник, две противоположных стороны которого равны между собой;
- параллелограммом называется четырехугольник, две противоположных стороны которого попарно равны и параллельны;
- параллелограммом называется четырехугольник, диагонали которого в точке их пересечения делятся пополам;
- параллелограммом называется четырехугольник, две противоположные стороны которого попарно равны и параллельны, а диагонали не равны между собой;
- ромбом называется параллелограмм, две смежные стороны которого равны между собой;
- квадратом называется ромб, диагонали которого равны между собой;
- квадратом называется многоугольник, все стороны и углы которого равны между собой;
- квадратом называется такой многоугольник, у которого четыре стороны и четыре угла равны меду собой.
5) Укажите, какие из нижеперечисленных существенных свойств в совокупности однозначно определяют основные понятия темы:
- диагонали взаимно перпендикулярны;
- многоугольник;
- диагонали в точке пересечения делятся пополам;
- противоположные стороны попарно равны и параллельны;
- имеет четыре и только четыре угла;
- имеет хотя бы один прямой угол;
- диагонали равны между собой;
- четырехугольник;
- две смежные стороны равны между собой;
- параллелограмм;
- четыре стороны и четыре угла равны между собой;
- прямоугольник;
- ромб.
Ответ: Запишем некоторые из них условно в таком виде:
четырехугольник = 2+5; |
квадрат = 10+11; |
параллелограмм = 8+4; |
квадрат = 10+9+7; |
параллелограмм = 8+3; |
квадрат = 2+5+4+9+6; |
параллелограмм = 2+5+4; |
квадрат = 12+9; |
ромб = 10+9; |
прямоугольник = 10+6; |
ромб = 8+3+1; |
прямоугольник = 8+4+6; |
ромб = 10+1; |
прямоугольник = 8+3+6. |
квадрат = 13+6; |
|
6) Выберите из списка понятие, которое является:
- отрезком, соединяющим середины двух сторон треугольника;
- лучом, исходящим из вершины угла и делящим угол пополам;
- фигурой, состоящей из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех попарно соединяющих их отрезков;
- точкой пересечения серединных перпендикуляров, проведенных к сторонам треугольника;
- точкой пересечения биссектрис треугольника;
- отрезком перпендикуляра к стороне треугольника, проведенным через противоположную вершину;
- точкой, равноудаленной от вершин треугольника;
- точкой, равноудаленной от сторон треугольника;
- отрезком, соединяющим вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
Список понятий.
А - центр вписанной окружности; |
Д - треугольник; |
Б - средняя линия; |
Е - медиана; |
В - высота; |
Ж - центр описанной окружности; |
Г - биссектриса; |
З - угол. |
II. Тема «Многогранники» курса геометрии X класса.
1) Какие из определений призмы являются верными:
- а) Призмой называется многогранник, образованный в процессе параллельного переноса многоугольника на вектор, не параллельный плоскости этого многоугольника.
- б) Многогранник, у которого две грани - равные многоугольники с соответственно параллельными сторонами, а все остальные грани - параллелограммы, называется призмой.
- в) Призмой называется многогранник, у которого две грани, называемые основаниями призмы, равны и их соответственные стороны параллельны, в остальные грани - параллелограммы, у каждого из которых две стороны являются соответственными сторонами основания.
- г) Многогранник, у которого две грани - равные n-угольники с соответственно параллельными сторонами, а все остальные n граней - параллелограммы, называется призмой.
Ответ: определение под пунктом б) неверное.
2) Существует ли четырехугольная пирамида, у которой две противоположные грани перпендикулярны основанию?
Ответ: да, такая пирамида существует.
III. Тема «Подобие многоугольников» курса геометрии VIII класса.
- Земельный участок имеет форму треугольника со сторонами 50 м, 60 м и 70 м, а соответствующие стороны на плане равны 5 см, 6 см и 7,5 см. Верно ли начерчен план?
- У треугольного участка земли измерили длины двух его сторон и величину одного угла. Достаточно ли это для того, чтобы начертить план участка?
- Земельный участок, имеющий форму трапеции, отдан под спортивный городок. Какие размеры должен снять землемер, чтобы начертить план этого участка?
Цели обучения по указанным темам определены нами способностью школьников решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Видно, что предложенные задачи акцентируют внимание учащихся на способности использовать полученные знания в вариативных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радоновой, проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 391 с.
- Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотека директора школы. - М.: МИРОС, 1994. - 144 с.
- Далингер В.А. Компетентностный подход - альтернатива экстенсивному пути развития системы образования: Материалы международной научной конференции «Инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании», Испания (Коста Брава), 18-25 июля 2007 года // Фундаментальные исследования. №10. - 2007. - М.: Изд-во «Академия Естествознания». - С. 46-47.
- Далингер В.А. Особенности целеполагания в образовании в условиях компетентностного подхода // Материалы II научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития математического и экономического образования». - Омск: Полиграфический центр КАН, 2008. - С. 5-8.