Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Большие перспективы социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Алтай на начало XXI века связываются с интенсивным освоением территории Сибири. С усилением экономического развития сибирских территорий приобретает особое значение проблема трудоресурсов, здоровья, воспроизводства человека.

Условия жизни и трудовой деятельности в среднегорье сибирских территорий присущи настоящему высокогорью других частей света и относятся к экстремальным (особо суровым) для человека.

Для горных алтайцев характерна низкая миграционная подвижность. Это хорошо видно на примере преимущественного заключения браков между жителями одного села, района. Так, по литературным данным [8], свыше 85% браков - это браки жителей одного района. Только около 15% браков заключается с лицами, родившимися в других районах области. Именно поэтому в основу работы положен семейно-популяционный подход, основным методом которого является клинико-эпидемиологический. Он позволяет определить структуру, уровни и особенности формирования заболеваемости в связи с влиянием факторов окружающей среды - природных и социальных.

Физиология коренных жителей высокогорья впервые описана в конце XIX века и в прошлом столетии [1, 2, 4, 9, 10, 13].

При адаптации к высокогорью в первую очередь перестраивается сердечно-сосудистая система (ССС). Особенно важно состояние функции проводимости и связь ее с природными условиями, так как известно, что у жителей высокогорья показатели функций сердца отличаются от аналогичных показателей у жителей равнин [9].

На деятельность сердца существенное влияние могут оказывать нервные импульсы, исходящие как из симпатического, так и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Эти импульсы позволяют приспособить деятельность сердца к изменяющимся условиям внешней среды. Возбуждение симпатических нервов ведет к усилению насосной деятельности сердца [3, 5, 6, 7, 11, 15]. Волокна парасимпатических нервов подходят к сердцу от блуждающего нерва и иннервирует СА-узел, АВ-узел и предсердную мускулатуру [15], но на мышцы желудочков они не действуют. Считается, что и у детей, и у взрослых аборигенов высокогорья тонус блуждающего нерва повышен [12], о чем свидетельствует небольшая брадикардия, несколько пониженный уровень АД, замедление скорости кровотока, некоторые особенности ЭКГ и другие показатели.

Часто исследования проводятся не на всем населении, а на выборках [14]. По принципам популяционных исследований минимальный объем выборки не должен быть менее 15%.

Работа выполнена при поддержке 17 кафедр Новокузнецкого ГИДУВа.

Исследования проведены в полевых условиях. Обследовано коренное население в восьми селах юга Республики Алтай, где проживают представители двух субэтносов: теленгиты и алтай-кижи. Эти села расположены в разных климатогеографических условиях. Так, село Балыктуюль, где проживают теленгиты, расположено на высоте 2000 м над уровнем моря (высокогорье). Для этого района характерен наиболее суровый климат, приравниваемый к климату Крайнего Севера, малокомфортный для проживания. В остальных селах проживают алтай-кижи, среди которых выделены алтай-кижи I (АК-I) и алтай-кижи II (АК-II) соответственно высоте расположения сел. Так, алтай-кижи I проживают в селах Шашикман и Кулада, расположенные в низкогорье (500 м над уровнем моря). Здесь сравнительно с другими уровнями более благоприятный климат: среднекомфортный зимой, малокомфортный и некомфортный летом. Алтай-кижи II - жители сел Мендур-Соккон, Кайсын, Яконур, Каракол, Козуль, расположенных в среднегорье (примерно 1000 м над уровнем моря). Климат здесь малокомфортный летом и некомфортный зимой.

Из 5307 коренных жителей шести территорий осмотрено 1806 человек, что составило в среднем 34%. По регионам теленгитов осмотрено 31,15%, АК-I обследовано 32,06%, а АК-II осмотрено 37,58%. Такой минимальный объем выборки (>15%) в каждом из обследованных сел позволяет рассчитывать на учет не только всей приобретенной патологии, но также и всей редкой врожденной и наследственной патологии.

По возрастной структуре: детей до 4 лет обследовано 86 человек, 5-9 лет - 216, детей 10-14 лет - 311 человек. Лиц трудоспособного возраста было осмотрено 1067 человек. Среди лиц старше 60 лет обследовано 126 человек.

Детей до 4-х лет было больше в высокогорном селе Балыктуюль (теленгиты). Распределение детей в старшем возрасте по этносам примерно одинаковое. Среди жителей исследуемых регионов лица трудоспособного возраста составляют большую часть.

На разницу в рождаемости, по-видимому, оказывали влияние условия быта и социальные различия в регионах, так как численность лиц детородного возраста по регионам существенно не различалась.

Из обследованных лиц выделены группы больных и здоровых. Здоровых оказалось 319 человек. На тысячу населения региона это составляет 176,63. Из них 97 человек относятся к этнической группе теленгитов (200‰). Из группы алтай-кижи I здоровых выявлено 94 человек (183,24‰), а в группе алтай-кижи II таких оказалось 128 человек (158,42‰). Таким образом, по регионам количество здоровых достоверно не различалось (р>0,05). По всем регионам здоровых лиц мало, не более 20% от исследуемого населения, что говорит о складывающемся неблагополучии в состоянии здоровья данного региона.

Из обследованных нами коренных жителей республики Алтай у 1487 человек были выявлены различные заболевания. По регионам они распределились следующим образом: теленгиты - 388, алтай-кижи I - 419, алтай-кижи II - 680 человек.

У всех обследованных жителей Республики Алтай в первой группе (здоровые) патологических изменений на ЭКГ не было. Это свидетельствует об адекватном вегетативном регулировании сердечно-сосудистой системы и устойчивой адаптации к условиям внешней среды.

При анализе результатов обследования лиц второй группы (страдающие различными заболеваниями) мы пользовались Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ 10). В общей популяции распространены следующие заболевания по МКБ 10: класс болезни - нарушения ритма и проводимости (J.44 - J.49.8) - 28,24‰. По этническим группам: чаще нарушения ритма и проводимости встречались у представителей алтай-кижи (р<0,05), причем чаще болели данной патологией мужчины (42,49‰ у мужчин по сравнению с 20,05‰ у женщин; р<0,05). Из нарушений ритма и проводимости наиболее часто регистрировались такие изменения, как АВ-блокада I степени (J.44.0)- 8,86‰; блокада правой ножки пучка Гиса (J.45.0) - 5,54‰; блокада передне-верхней ножки пучка Гиса (J.44.4) - 4,93‰; экстрасистолия (J.49.4) - 4,43‰; фибрилляция предсердий (J.48) - 3,32‰.

Блокада правой ножки пучка Гиса (J.45.0) достоверно (р<0,05) реже регистрируется в среднегорье и низкогорье. Экстрасистолия (J.49.4) более чем в 2 раза чаще (р<0,05) выявляется в низкогорном районе. Отмечается, что у теленгитов не было выявлено АВ- блокады (J.44.0), то есть в высокогорье нет удлиненного интервала PQ.

Согласно приведенным данным выявлено, что чаще регистрировались нарушения функции проводимости, несколько меньше функции возбудимости и сложные нарушения ритма. Менее всего нарушены функции автоматизма. Учитывая большую распространенность нарушений ритма и проводимости у мужчин, можно предположить, что они менее адаптированы к условиям выживания в высокогорье, либо более совершенной способностью к адаптации сердечно-сосудистой системы у женщин высокогорья, закрепленной
генетически.

Нами проводилось исследование интервала PQ у коренных жителей Республики Алтай.

Была выявлена зависимость в обеих группах: чем выше местность, тем значение интервала PQ больше сдвигается в сторону его укорочения, что сочетается с тенденцией к урежению ритма, хотя общеизвестно, что чем реже ритм, тем интервал PQ длиннее. По-видимому, сказывается ослабление действия парасимпатических нервов на АВ-узел.

Общеизвестно, что интервал QT в норме не должен превышать значение 0,44 секунды. Все, что превышает это значение, считается удлиненным интервалом QT. Длинный интервал QT регистрировался редко, возраст очень разнообразен - от 11 лет до 77 лет. Эйтония была выявлена у 38,1% исследованных, а ваготония преобладала у 61,9%. Симпатикотония не встречалась ни в одном случае у лиц с длинным интервалом QT. В литературе нам не удалось найти данных о вегетативной регуляции удлиненного интервала QT. По нашим данным, больше половины лиц с удлиненным интервалом QT - ваготоники. Следовательно, эта система способствует развитию, вероятнее всего, приобретенного удлинения интервала QT. Как известно, при ваготонии частота сердечного ритма замедляется, а вслед за этим удлиняется и интервал QT. Известно, что врожденный синдром удлиненного QT встречается у 0,01 на 1000 населения. Следовательно, можно предположить, что в наших исследованиях большая часть лиц с длинным интервалом QT имела приобретенный характер его. Однако отмечалась склонность: чем выше местность проживания, тем больше встречался удлиненный интервал QT у лиц молодого возраста и у детей. У трех детей в высокогорье интервал QT был 0,46-0,48сек, в среднегорье - у двух детей регистрировался интервал QT 0,44сек, в низкогорье у детей не было удлиненного интервала QT.

Мы провели исследование заболеваемости с учетом общественно-производственных групп.

По общественно-производственным группам всего алтайского этноса, наиболее часто изменения на ЭКГ встречались у группы VI (пенсионеры) - 240,57‰ (Р<0,005). Затем с небольшими отличиями регистрировались в группах IV (животноводы) - 129,77‰; V (механизаторы) - 104,65‰ и III (разнорабочие) - 102,23‰. Разница между ними недостоверна (Р > 0,05). Меньше всего изменений на ЭКГ было у детей, это группы 0 и I, не более 35,52‰ (Р<0,005). Из взрослых менее всего были подвержены заболеваниям лица в группах II (служащие) и VII (неработающие, в том числе студенты). В этих группах больше всего было молодых людей.

Выводы

  1. У всех обследованных здоровых жителей Республики Алтай патологических изменений на ЭКГ не было. Это свидетельствует об адекватном вегетативном регулировании сердечно-сосудистой системы и устойчивой адаптации к условиям внешней среды.
  2. У здоровых лиц интервал PQ 0,19‑0,20 регистрировался только у этнической группы алтай-кижи. В высокогорных районах, несмотря на брадикардию, удлиненные интервалы PQ не регистрировались. По-видимому, сказывается ослабление действия парасимпатических нервов на АВ-узел.
  3. Во второй группе (страдающие различными заболеваниями) чаще регистрировались нарушения функции проводимости, несколько меньше функции возбудимости и сложные нарушения ритма. Менее всего были нарушены функции автоматизма.
  4. Учитывая большую распространенность нарушений ритма и проводимости у мужчин, можно предположить, что они менее адаптированы к условиям выживания в высокогорье.
  5. Ваготония способствует развитию и врожденного, и приобретенного удлиненного интервала QT, что подтверждается большим количеством ваготоников (61,9%) среди лиц с удлиненным интервалом QT, а также зависимостью от высоты проживания удлиненного интервала QT у лиц молодого возраста. Чем выше местность проживания, тем чаще регистрируется удлиненный интервал QT у лиц молодого возраста и у детей.
  6. По общественно-производственным группам всего алтайского этноса, наиболее часто изменения на ЭКГ встречаются у пенсионеров. Затем с небольшими отличиями идут группы лиц, занятых тяжелым физическим трудом. Менее всего изменений на ЭКГ у детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Авазбакиева, М.Ф. Адаптация к высокогорью. - Л.- 1969.
  2. Авазбакиева, М.Ф. Влияние климата Казахстана и Киргизии на организм человека. - Алма-Ата, 1958.
  3. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. А.М. Вейна. - М., 1998.
  4. Высокогорная адаптация и деадаптация: Сборник научных трудов / Под ред. М.М. Миррахимова - Фрунзе, 1984.
  5. Гуревич, М.И. Сердечно-сосудистые реакции при электрической стимуляции фастигиальных ядер. // Физиол. ж. СССР - 1973. - Т. 59, - № 11 - С. 1715-1722.
  6. Гуревич, М.И. О влиянии введения серотонина в структуры продолговатого мозга на гемодинамики / М.И. Гуревич, Л.Н. Шаповал // Физиол. ж. СССР. - 1975, - Т. 61. - № 12 - С. 1812-1818.
  7. Кулаков, Ю.А. Синдром вегетативной дистонии: Учебно-методическое пособие для врачей и субординаторов / Ю.А. Кулаков, В.В. Калюжин; Сибирский медицинский университет - Томск, 1995. - 99 с.
  8. Лотош, Е.А. Популяционное медико-генетическое изучение коренного населения Горного Алтая / Е.А. Лотош, А.В. Колбаско, Ф.А. Лузина // Социально-экономические аспекты развития Алтайского края и здоровья трудящихся: Тез. докл. научно-практ. конференции. - Барнаул, 1981. - С. 43-50.
  9. Миррахимов, М.М. Высокогорная кардиология. Очерки / М.М. Миррахимов, Т.С. Мейманалиев - Фрунзе, 1984. - 316 с.
  10. Павлова, О.Н. Сердце и горы / Павлова, О.Н. // Труды Узбекского института экспериментальной медицины. - Ташкент, 1939. - С. 69-70
  11. Триумфов, А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы / А.В. Триумфов - М.: ТОО «Техлит», 1996. - 248 с.
  12. Турусбеков, Б.Т. Особенности вегетативных функций у жителей горной Киргизии / Б.Т. Турусбеков - Фрунзе, 1970. - 222 с.
  13. Филатова, Л.Г. Материалы к вопросам гипоксии и акклиматизации / Л.Г. Филатова // Кислородная недостаточность - Киев, 1963. - С. 411-414.
  14. Чазова, Л.В. Основные эпидемиологические методы изучения сердечно-сосудистых заболеваний / Л.В. Чазова, А.М. Калинина - М., 1993. - 73 с.
  15. Mohrman, D. Cardiovascular physiology. / D. Mohrman, L. Heller - New York: The McGraw-Hill Companies, Inc., 1997. - 256 p.