В мае 2006 г. однократно во время лабораторного занятия обследовано 155 студентов ( из них- 119 девушек) с помощью теста Тулуз-Пьерона [2], позволявшего оценить скорость (по числу знаков в минуту) и точность (по коэффициенту точности, т.е. отношение количества верно отмеченных знаков к общему их числу) выполнения теста. Успешность ОД оценивали по 8 итоговым занятиям курса «нормальная физиология».
Установлено (табл.1), что число студентов, имеющих скорость ниже средней, достигает 20,0%, а имеющих точность ниже средней или очень низкую - 11,7%. При этом значения моды укладывались в диапазон средних величин [2]. Показано (табл. 2), что уровень ОД не зависит от скорости выполнения теста, но зависит от точности - чем она выше, тем выше уровень ОД. При анализе коэффициента корреляции Спирмена (табл. 3) выявлено, что для студентов, имеющих средний балл в пределах 4,0 - 3,1, характерна положительная зависимость от скорости выполнения теста. Для студентов с высоким (5,0-4,1) или низким (3,0-2,0) уровнем успешности такая зависимость не обнаружена. Показано, что число пропусков лабораторных занятий тем выше, чем выше скорости выполнения теста; число пропусков лекций тем выше, чем ниже точность выполнения теста, а уровень ОД тем выше, чем меньше пропусков лекций.
Таким образом, успешность ОД зависит от свойств внимания. В частности, при использовании теста Тулуз-Пьерона, установлено, что успешность тем ниже, чем ниже точность и (характерно лишь для «средних» студентов) ниже скорость выполнения этого теста. Следовательно, наличие СДВГ у студентов, действительно, может быть одной из причин низкого уровня ОД
Таблица 1. Распределение 155 студентов по скорости и точности выполнения теста Тулуз-Пьерона
Уровни выполнения теста по скорости и его критерий (знаки/ мин); мода =58,7 |
||||
очень высокий ( ≥ 78) |
выше среднего (63 -77) |
средний (50-62) |
ниже среднего ( ≤49) |
очень низкий # |
4,5 % |
34,2% |
41,3% |
20,0% |
- |
Уровни выполнения теста по точности и его критерий (коэффициент точности), мода = 0,95 |
||||
очень высокий (0,98-1,00) |
выше среднего ( 0,96-0,97) |
Средний (0,93 - 0,95) |
ниже среднего ( 0,91-0,92) |
Очень низкий (≤ 0,90) |
27,1% |
32,9% |
28,5% |
6,5% |
5,2% |
# В классификации не предусмотрено
Таблица 2. :Показатели теста у студентов с разной академической успеваемостью
Показатели теста |
Средний балл академической успеваемости |
||
5,0-4,1 (n=40, т.е. 25,8% ) |
4,0-3,1 (n=75, т.е. 48,4%) |
3,0-2,0 (n=40, т.е. 25,8%) |
|
Скорость выполнения, знаков/мин |
56,73±6,184 |
58,76±9,98 |
55,78±10,63 |
Коэффициент точности выполнения |
0,984±0,005 |
0,945±0,010* |
0,917±0,016* |
Примечание : * различия со студентами, имеющими 5,0-4,0 балла, достоверно, p<0,01
Таблица 3: Характеристика взаимосвязи свойств внимания и академических показателей у студентов..
У (функция) |
Х (аргумент) |
Коэффициент корелляции Спирмена |
Досто-верность, Р |
Средний балл |
Пропуски лекций |
- 0,19 |
0,02 |
Пропуски занятий |
Скорость выполнения теста |
0,26 |
0,01 |
Пропуски лекций |
Точность выполнения теста |
- 0,16 |
0,.045 |
Средний балл |
Скорость выполнения теста для студентов со средним баллом 4,0-3,1 |
0,24 |
0,043 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Заваденко Н.Н. и соавт. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей: Метод. рекомендации. - М., 2002.
- Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Методическое руководство. - СПб., ГП «Иматон», 1997.
- Barkley R. Attention deficit hyperactive disorder: A handbook for diagnosis and treatment. - New York, Guilford Press, 1990.