Постараемся показать, как в условиях среднего профессионального образовательного учреждения медицинского профиля решаются вопросы психологической защиты студентов. Сначала коснемся понятийного аппарата по обсуждаемой теме. Психологическое сопровождение образовательного процесса в Тамбовском базовом медицинском колледже (ТБМК) - это комплексная помощь, планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития личности студента в процессе его самоактуализации и профессионального становления. Основные этапы этого процесса: адаптационный, основной, самостоятельный.
Складывающаяся практика в ТБМК призвана гарантировать право на качественное образование каждому студенту, с учетом его образовательных запросов и потенциала развития, способствовать установлению сбалансированного соотношения между качеством предоставляемых образовательных услуг и качеством развития личности студента. Рассмотрим теоретические аспекты психологического сопровождения образовательного процесса в колледже. Основными постулатами на всех этапах обучения являются: необходимость системного сопровождения, непрерывность, опора на позитивный внутренний потенциал развития личности студента, взаимодействие вместо воздействия.
Система психологического сопровождения, функционирующая в колледже, имеет следующие инвариантные признаки:
- ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности образовательной деятельности);
- направленность на поддержку собственной созидательной активности студента, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи обучения и развития;
- осознание необходимости в условиях образовательной среды колледжа комплексного подхода, обеспеченного командной работой педагогов, психологов, учреждений культуры, практического здравоохранения, центров социальной и психологической адаптации.
Показателями эффективности психологического сопровождения образовательного процесса в условиях среднего профессионального образовательного учреждения медицинского профиля являются следующие интегральные показатели:
1. Удовлетворенность студентов пребыванием в образовательном учреждении.
Является аксиоматичным, что одна из важнейших причин данной неудовлетворенности - неуспешность в учебной и практической деятельности. Не секрет, что в нашем образовательном учреждении учатся студенты с разным уровнем общеобразовательной подготовки. Поэтому студентам с низким уровнем подготовки педагогический процесс часто приносит неприятные эмоции, отрицательные оценки, неуважение со стороны однокурсников. В результате чего он теряет интерес к дальнейшему обучению.
Какой выход мы находим из данной ситуации?
Первый вариант - внедрение инновационных педагогических технологий, позволяющих студентам учиться более результативно.
Второй, более, на наш взгляд, эффективный и потому широко применяемый, - психологическая поддержка, помощь. В колледже наиболее актуальными являются следующие способы:
- обучение по «педагогическим системам» (организация дифференцированной работы на занятиях с временными группами учащихся - «слабыми», «средними», «сильными»);
- определение посильной нагрузки на занятиях и при аттестации (в адаптационный период на первом году обучения) для студентов с разным уровнем подготовки;
- создание факультативов и кружков для студентов, имеющих высокую и повышенную степень образовательной подготовки (по программе научно-исследовательской деятельности), и проведение дополнительных занятий со слабоуспевающими.
2. Вторым показателем эффективности психологического сопровождения является удовлетворенность студентов выбором своего профессионального маршрута. Неудовлетворенность очень часто возникает из-за психологических перегрузок, связанных с необходимостью постоянного общения с больными людьми; отсутствием должной оценки труда медицинской сестры со стороны государства. К приоритетным задачам по разрешению данной проблемы мы относим:
- воспитание умения в общении с больными сохранять свою индивидуальность (умения сопереживать, одновременно оставаясь при этом эмоционально-независимым);
- психотерапия (установление духовного комфорта личности, удовлетворение в энергетической разрядке, стремление к рекреации как в смене видов деятельности);
- формирование оптимистической направленности (создание позитивной жизненной позиции);
- самоактуализация, саморазвитие, самовоспитание;
- развитие стремления реализовать свои способности посредством активной творческой деятельности;
- развитие коммуникативных способностей;
- интеллектуальное развитие личности (в первую очередь, расширение кругозора);
- обогащение духовного мира;
- развитие и расширение эмоциально-чувственной сферы.
В нашем образовательном учреждении решение данных задач понимается как планомерное создание психологических условий для относительно планомерной самоактуализации и самореализации индивида в процессе его социализации и профессионального становления. С этой целью в колледже создана психологическая служба, приоритетным направлением деятельности которой является организация системы сохранения и укрепления нравственного здоровья молодых людей, конкретная помощь в сложных ситуациях, налаживание отношений в социуме, анализ конкретных ситуаций. Кроме того, психологическое сопровождение в колледже осуществляется по таким направлениям, как: социально-психологическое, духовно-нравственное, валеологическое, информационное.
Необходимость оказания социально - психологической помощи студентам продиктована новыми условиями труда, ориентированными на рыночную экономику и фондовые отношения. Чтобы помочь студентам адаптироваться в новых экономических условиях, быть востребованными на рынке труда, мы организуем тренинги общения и профессиональные тренинги, которые помогают студентам освоить конкретные формы поведения и принять на себя ответственность за их выполнение. Психологический тренинг позволяет студенту сориентироваться в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать динамику его изменения при осуществлении психологического задания.
Неотложной задачей духовно-нравственного направления мы считаем духовное образование студентов. Свои особые надежды мы возлагаем на проект «Духовные основы милосердия», в рамках которого уже десять лет на базе нашего колледжа проходят курсы, организованные нами совместно с Тамбовской епархией. Изучение предметов духовного цикла студентами, которые будут непосредственно работать с больными и обездоленными людьми, в значительной степени способствуют формированию у них таких профессионально значимых качеств личности, как: милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь нуждающимся, оставаясь при этом эмоционально-независимым. Православный взгляд на причины болезней и способы их преодоления становится для студентов духовно нравственным ориентиром. Медицинские сестры, которые при выпуске из медицинского колледжа, помимо документов о профессиональном образовании, получают и свидетельство катехизаторов, могут наиболее результативно вести просветительскую работу, направленную на профилактику наркомании, абортов, различных духовных и телесных недугов.
Проблемами самоактуализации, саморазвития, самовоспитания личности студентов занимается валеологическое направление психологической защиты. Одна из основных функций валеологического направления - валеологизация обучения через преподавание курса "Здоровый человек и его окружение", «Основы валеологии», способствующие воспитанию чувства долга за своё собственное здоровье и здоровье окружающих его людей. В конечном счёте - формирование валеологического сознания, валеологической культуры. Валеологическое воспитание в колледже осуществляется также через внедрение спектра валеологических знаний в область анатомии, физиологии, естествознания, в блок общественно-экономических предметов и предметов эстетического цикла. Мы должны подготовить специалиста сестринского дела нового тысячелетия, умеющего валеологизировать процесс своей работы с больными, используя главный закон жизни - "Не навреди!".
Социально-информационная служба психологической защиты студентов широко использует анкетные опросы, круглые столы, вечера вопросов и ответов. На основе социологических исследований психологическая служба колледжа пришла к выводу, что необходимо иметь свою студенческую газету, на страницах которой студенты и преподаватели могли бы свободно размышлять на волнующие темы, выражать своё мнение об организации образовательного процесса.
В основу вышеперечисленных направлений психологического сопровождения образовательного процесса в медицинском колледже положен принцип «разгрузки» образовательного процесса при одновременном сохранении уровня образовательных услуг. Общие задачи образования не могут быть решены только за счет модернизации содержания образования. Процессы изменения целей и содержания должны быть идеологически и технологически дополнены многими значимыми компонентами, в том числе и системой комплексного психологического сопровождения в решении задач и проблем развития.
Разработанная нами конкретная матрица психологического сопровождения образовательного процесса с целью социальной защиты студентов не ограничивается только тем, что мы готовим студента для включения его в рабочий процесс.
Главная наша цель состоит в том, чтобы побудить студента к профессиональной деятельности, к умению найти выход из трудной ситуации, развить способности студента к самостоятельности. Мы убеждаем студентов в том, что для решения своих проблем он должен рассчитывать только на свои силы, искать и вырабатывать их в себе. Самовоспитание, саморазвитие, самореализация - это то, что должен воспитывать в себе студент, готовясь к сложной самостоятельной жизни. Психологическое сопровождение образовательного процесса создаёт условия для реализации этих целей.