Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ

Лапочкин Е.В. Безрученко И.Е.
Современная парадигма образования, признавая значимость образовательных целей, требует создания вариативной педагогической системы, в основе которой находится идея свободного развития и саморазвития личности и ее способностей, с целью успешной самореализации, в первую очередь, профессиональной, позволяющей избежать деструктивных проблем в развитии студентов. Это особенно важно сегодня, в условиях экономической нестабильности, безработицы, роста социальной агрессии общества.

Постараемся показать, как в условиях среднего профессионального образовательного учреждения медицинского профиля решаются вопросы психологической защиты студентов. Сначала коснемся понятийного аппарата по обсуждаемой теме. Психологическое сопровождение образовательного процесса в Тамбовском базовом медицинском колледже (ТБМК) - это комплексная помощь, планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития личности студента в процессе его самоактуализации и профессионального становления. Основные этапы этого процесса: адаптационный, основной, самостоятельный.

Складывающаяся практика в ТБМК призвана гарантировать право на качественное образование каждому студенту, с учетом его образовательных запросов и потенциала развития, способствовать установлению сбалансированного соотношения между качеством предоставляемых образовательных услуг и качеством развития личности студента. Рассмотрим теоретические аспекты психологического сопровождения образовательного процесса в колледже. Основными постулатами на всех этапах обучения являются: необходимость системного сопровождения, непрерывность, опора на позитивный внутренний потенциал развития личности студента, взаимодействие вместо воздействия.

Система психологического сопровождения, функционирующая в колледже, имеет следующие инвариантные признаки:

- ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности образовательной деятельности);

- направленность на поддержку собственной созидательной активности студента, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи обучения и развития;

- осознание необходимости в условиях образовательной среды колледжа комплексного подхода, обеспеченного командной работой педагогов, психологов, учреждений культуры, практического здравоохранения, центров социальной и психологической адаптации.

Показателями эффективности психологического сопровождения образовательного процесса в условиях среднего профессионального образовательного учреждения медицинского профиля являются следующие интегральные показатели:

1. Удовлетворенность студентов пребыванием в образовательном учреждении.

Является аксиоматичным, что одна из важнейших причин данной неудовлетворенности - неуспешность в учебной и практической деятельности. Не секрет, что в нашем образовательном учреждении учатся студенты с разным уровнем общеобразовательной подготовки. Поэтому студентам с низким уровнем подготовки педагогический процесс часто приносит неприятные эмоции, отрицательные оценки, неуважение со стороны однокурсников. В результате чего он теряет интерес к дальнейшему обучению.

Какой выход мы находим из данной ситуации?

Первый вариант - внедрение инновационных педагогических технологий, позволяющих студентам учиться более результативно.

Второй, более, на наш взгляд, эффективный и потому широко применяемый, - психологическая поддержка, помощь. В колледже наиболее актуальными являются следующие способы:

- обучение по «педагогическим системам» (организация дифференцированной работы на занятиях с временными группами учащихся - «слабыми», «средними», «сильными»);

- определение посильной нагрузки на занятиях и при аттестации (в адаптационный период на первом году обучения) для студентов с разным уровнем подготовки;

- создание факультативов и кружков для студентов, имеющих высокую и повышенную степень образовательной подготовки (по программе научно-исследовательской деятельности), и проведение дополнительных занятий со слабоуспевающими.

2. Вторым показателем эффективности психологического сопровождения является удовлетворенность студентов выбором своего профессионального маршрута. Неудовлетворенность очень часто возникает из-за психологических перегрузок, связанных с необходимостью постоянного общения с больными людьми; отсутствием должной оценки труда медицинской сестры со стороны государства. К приоритетным задачам по разрешению данной проблемы мы относим:

- воспитание умения в общении с больными сохранять свою индивидуальность (умения сопереживать, одновременно оставаясь при этом эмоционально-независимым);

- психотерапия (установление духовного комфорта личности, удовлетворение в энергетической разрядке, стремление к рекреации как в смене видов деятельности);

- формирование оптимистической направленности (создание позитивной жизненной позиции);

- самоактуализация, саморазвитие, самовоспитание;

- развитие стремления реализовать свои способности посредством активной творческой деятельности;

- развитие коммуникативных способностей;

- интеллектуальное развитие личности (в первую очередь, расширение кругозора);

- обогащение духовного мира;

- развитие и расширение эмоциально-чувственной сферы.

В нашем образовательном учреждении решение данных задач понимается как планомерное создание психологических условий для относительно планомерной самоактуализации и самореализации индивида в процессе его социализации и профессионального становления. С этой целью в колледже создана психологическая служба, приоритетным направлением деятельности которой является организация системы сохранения и укрепления нравственного здоровья молодых людей, конкретная помощь в сложных ситуациях, налаживание отношений в социуме, анализ конкретных ситуаций. Кроме того, психологическое сопровождение в колледже осуществляется по таким направлениям, как: социально-психологическое, духовно-нравственное, валеологическое, информационное.

Необходимость оказания социально - психологической помощи студентам продиктована новыми условиями труда, ориентированными на рыночную экономику и фондовые отношения. Чтобы помочь студентам адаптироваться в новых экономических условиях, быть востребованными на рынке труда, мы организуем тренинги общения и профессиональные тренинги, которые помогают студентам освоить конкретные формы поведения и принять на себя ответственность за их выполнение. Психологический тренинг позволяет студенту сориентироваться в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать динамику его изменения при осуществлении психологического задания.

Неотложной задачей духовно-нравственного направления мы считаем духовное образование студентов. Свои особые надежды мы возлагаем на проект «Духовные основы милосердия», в рамках которого уже десять лет на базе нашего колледжа проходят курсы, организованные нами совместно с Тамбовской епархией. Изучение предметов духовного цикла студентами, которые будут непосредственно работать с больными и обездоленными людьми, в значительной степени способствуют формированию у них таких профессионально значимых качеств личности, как: милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь нуждающимся, оставаясь при этом эмоционально-независимым. Православный взгляд на причины болезней и способы их преодоления становится для студентов духовно нравственным ориентиром. Медицинские сестры, которые при выпуске из медицинского колледжа, помимо документов о профессиональном образовании, получают и свидетельство катехизаторов, могут наиболее результативно вести просветительскую работу, направленную на профилактику наркомании, абортов, различных духовных и телесных недугов.

Проблемами самоактуализации, саморазвития, самовоспитания личности студентов занимается валеологическое направление психологической защиты. Одна из основных функций валеологического направления - валеологизация обучения через преподавание курса "Здоровый человек и его окружение", «Основы валеологии», способствующие воспитанию чувства долга за своё собственное здоровье и здоровье окружающих его людей. В конечном счёте - формирование валеологического сознания, валеологической культуры. Валеологическое воспитание в колледже осуществляется также через внедрение спектра валеологических знаний в область анатомии, физиологии, естествознания, в блок общественно-экономических предметов и предметов эстетического цикла. Мы должны подготовить специалиста сестринского дела нового тысячелетия, умеющего валеологизировать процесс своей работы с больными, используя главный закон жизни - "Не навреди!".

Социально-информационная служба психологической защиты студентов широко использует анкетные опросы, круглые столы, вечера вопросов и ответов. На основе социологических исследований психологическая служба колледжа пришла к выводу, что необходимо иметь свою студенческую газету, на страницах которой студенты и преподаватели могли бы свободно размышлять на волнующие темы, выражать своё мнение об организации образовательного процесса.

В основу вышеперечисленных направлений психологического сопровождения образовательного процесса в медицинском колледже положен принцип «разгрузки» образовательного процесса при одновременном сохранении уровня образовательных услуг. Общие задачи образования не могут быть решены только за счет модернизации содержания образования. Процессы изменения целей и содержания должны быть идеологически и технологически дополнены многими значимыми компонентами, в том числе и системой комплексного психологического сопровождения в решении задач и проблем развития.

Разработанная нами конкретная матрица психологического сопровождения образовательного процесса с целью социальной защиты студентов не ограничивается только тем, что мы готовим студента для включения его в рабочий процесс.

Главная наша цель состоит в том, чтобы побудить студента к профессиональной деятельности, к умению найти выход из трудной ситуации, развить способности студента к самостоятельности. Мы убеждаем студентов в том, что для решения своих проблем он должен рассчитывать только на свои силы, искать и вырабатывать их в себе. Самовоспитание, саморазвитие, самореализация - это то, что должен воспитывать в себе студент, готовясь к сложной самостоятельной жизни. Психологическое сопровождение образовательного процесса создаёт условия для реализации этих целей.


Библиографическая ссылка

Лапочкин Е.В., Безрученко И.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 88-90;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23278 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674