Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Новые характеристики образовательного процесса обусловливают и новые требования к педагогам. Исходя из того, что обучение является взаимодействием учителя и учащихся, эффективность этого взаимодействия зависит от того, насколько хорошо учитель научился использовать собственную уникальность, чтобы квалифицированно реализовать свои цели.

Профессионально - педагогическая подготовка будущего учителя включает педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогическую направленность, педагогическую компетентность. Совокупность этих категорий обуславливает готовность молодого учителя к самостоятельной деятельности.

С одной стороны, готовность рассматривается как интегральное личностное образование, система качеств личности, обеспечивающую результативность деятельности специалиста, выполнение им определенных функций, с другой стороны, - как функциональное состояние, определяющее успешность выполнения профессиональных действий.

Технология педагогической деятельности преподавателя, как компонент профессионально - технологической культуры реализуется в процессе решения бинарных групп педагогических задач, которые, как можно убедиться, прямо соотносятся с личностными компонентами:

p

Технологии обучения студентов проектируют механизм управления преобразованием и развитием личности специалиста (посредством познавательно-инструментальный совокупности действий преподавателей и студентов). При этом содержательно- информационный аспект управления определяется преимущественно образовательными технологиями, а процессуальный - технологиями обучения. Все известные модели управления реализуются в обучающих системах посредством эффективных стратегий решения учебно-познавательных задач и тем самым непосредственно интегрируются в интеллектуальные и ценностные структуры целенаправленной человеческой деятельности.

К образовательным стратегиям современного профессионально-педагогического образования В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, И.С. Батракова, Е.С. Заир-бек и др. относят модульное обучение, обучение посредством кейсов (пакета ситуаций для принятия решений), реальные и имитационные практики, включающие рефлексивное обучение, развитие критического мышления и социальное взаимодействие в обучении. Под стратегией обучения понимается совокупность действий, предпринимаемых обучаемым для того, чтобы собрать, осмыслить и возвратить полученную информацию таким образом, что она становится значимым для него знанием. Названный триплет стратегий воплощается в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса высшей педагогической школы на приоритет личностно-ориентированных технологий.

В основу разработки личностно - ориентированных педагогических технологий должен быть положен диалогический подход, определяющий субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы участников педагогического процесса. Приоритет субъективно-смыслового обучения по сравнению с информационным обучением ориентирует на формирование у студентов множества субъективных картин мира в отличие от однозначных "программных" представлений, диагностика личностного развития, ситуационное проектирование, смыслопоисковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем. С названных позиций в качестве образовательной стратегии кейсовый метод обучения (case study) нам представляется наиболее функциональным.

Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского "case" - это: - cитуация, случай, казус; - набор практических ситуаций; - учебный пример; - разбор конкретного случая; - ситуационное упражнение; - педагогический инструмент, который используется для достижения определённых учебных целей; -постановка проблемы, максимально приближённой к действительности.

Метод кейс-ситуации выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе идет формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий (Ю.П. Сурмин, Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов, С.М. Самарина, С.А. Калугина).

Принципиальные особенности метода исследования ситуаций следующие:

а) центральный пункт - проблема, а не предмет; б) кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией; в) обучаемые обязаны активно участвовать в процессе учения, а не только быть пассивными слушателями; г) возможно не одно решение проблемы.

В целом ситуационное обучение позволяет решать следующие задачи:

- научиться принимать верные решения в условиях неопределённости;

- разрабатывать алгоритм принятия решений;

- применять полученные теоретические знания для решения практических задач;

- учитывать другие мнения при принятии окончательного решения.

Технология разработки и использования кейса включает в себя следующие основные этапы:

I. Выбор идеи, концепции кейса.

II. Определение источников накопления и обработка материалов для кейса.

III. Процесс становления кейса, его структура, связь с конкретной проблемной ситуацией.

IV. Составление практического руководства для учителя.

V. Разработка папки учителя: - план, цели, задачи; - методы обучения; - средства обучения; -литература.

VI. Процесс использования кейса в обучении:

- индивидуальное изучение кейса;

- анализ проблемы и возможные варианты её решения;

- работа в малых группах, дискуссии;

- презентация решений проблемной ситуации, их обсуждение;

- преподавательская оценка и экспертиза альтернативных групповых решений.

Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Разработка и преподавание кейсов - невероятно сложная задача, выдвигающая требования высокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции.

Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя.

Из приведённых рассуждений следует вывод, что со сменой образовательных парадигм в высшей педагогической школе закономерно осуществляется переход к новым технологиям обучения, ориентированным не на приоритет знания и исполнения, а на вариативность, субъективность, индивидуально - творческие, личностно-центрированные формы и методы подготовки специалистов.