Профессионально - педагогическая подготовка будущего учителя включает педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогическую направленность, педагогическую компетентность. Совокупность этих категорий обуславливает готовность молодого учителя к самостоятельной деятельности.
С одной стороны, готовность рассматривается как интегральное личностное образование, система качеств личности, обеспечивающую результативность деятельности специалиста, выполнение им определенных функций, с другой стороны, - как функциональное состояние, определяющее успешность выполнения профессиональных действий.
Технология педагогической деятельности преподавателя, как компонент профессионально - технологической культуры реализуется в процессе решения бинарных групп педагогических задач, которые, как можно убедиться, прямо соотносятся с личностными компонентами:
Технологии обучения студентов проектируют механизм управления преобразованием и развитием личности специалиста (посредством познавательно-инструментальный совокупности действий преподавателей и студентов). При этом содержательно- информационный аспект управления определяется преимущественно образовательными технологиями, а процессуальный - технологиями обучения. Все известные модели управления реализуются в обучающих системах посредством эффективных стратегий решения учебно-познавательных задач и тем самым непосредственно интегрируются в интеллектуальные и ценностные структуры целенаправленной человеческой деятельности.
К образовательным стратегиям современного профессионально-педагогического образования В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, И.С. Батракова, Е.С. Заир-бек и др. относят модульное обучение, обучение посредством кейсов (пакета ситуаций для принятия решений), реальные и имитационные практики, включающие рефлексивное обучение, развитие критического мышления и социальное взаимодействие в обучении. Под стратегией обучения понимается совокупность действий, предпринимаемых обучаемым для того, чтобы собрать, осмыслить и возвратить полученную информацию таким образом, что она становится значимым для него знанием. Названный триплет стратегий воплощается в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса высшей педагогической школы на приоритет личностно-ориентированных технологий.
В основу разработки личностно - ориентированных педагогических технологий должен быть положен диалогический подход, определяющий субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы участников педагогического процесса. Приоритет субъективно-смыслового обучения по сравнению с информационным обучением ориентирует на формирование у студентов множества субъективных картин мира в отличие от однозначных "программных" представлений, диагностика личностного развития, ситуационное проектирование, смыслопоисковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем. С названных позиций в качестве образовательной стратегии кейсовый метод обучения (case study) нам представляется наиболее функциональным.
Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского "case" - это: - cитуация, случай, казус; - набор практических ситуаций; - учебный пример; - разбор конкретного случая; - ситуационное упражнение; - педагогический инструмент, который используется для достижения определённых учебных целей; -постановка проблемы, максимально приближённой к действительности.
Метод кейс-ситуации выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе идет формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий (Ю.П. Сурмин, Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов, С.М. Самарина, С.А. Калугина).
Принципиальные особенности метода исследования ситуаций следующие:
а) центральный пункт - проблема, а не предмет; б) кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией; в) обучаемые обязаны активно участвовать в процессе учения, а не только быть пассивными слушателями; г) возможно не одно решение проблемы.
В целом ситуационное обучение позволяет решать следующие задачи:
- научиться принимать верные решения в условиях неопределённости;
- разрабатывать алгоритм принятия решений;
- применять полученные теоретические знания для решения практических задач;
- учитывать другие мнения при принятии окончательного решения.
Технология разработки и использования кейса включает в себя следующие основные этапы:
I. Выбор идеи, концепции кейса.
II. Определение источников накопления и обработка материалов для кейса.
III. Процесс становления кейса, его структура, связь с конкретной проблемной ситуацией.
IV. Составление практического руководства для учителя.
V. Разработка папки учителя: - план, цели, задачи; - методы обучения; - средства обучения; -литература.
VI. Процесс использования кейса в обучении:
- индивидуальное изучение кейса;
- анализ проблемы и возможные варианты её решения;
- работа в малых группах, дискуссии;
- презентация решений проблемной ситуации, их обсуждение;
- преподавательская оценка и экспертиза альтернативных групповых решений.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Разработка и преподавание кейсов - невероятно сложная задача, выдвигающая требования высокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции.
Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя.
Из приведённых рассуждений следует вывод, что со сменой образовательных парадигм в высшей педагогической школе закономерно осуществляется переход к новым технологиям обучения, ориентированным не на приоритет знания и исполнения, а на вариативность, субъективность, индивидуально - творческие, личностно-центрированные формы и методы подготовки специалистов.
Библиографическая ссылка
Архипова С.Д. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОВЛАДЕНИЮ СИТУАЦИОННЫМ МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 24-25;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23193 (дата обращения: 21.11.2024).